Вестник Кавказа

Пролезет ли швейцарский вагон в грузинский тоннель?

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

В Грузии разразился грандиозный скандал в связи с информацией о закупке в Швейцарии железнодорожного состава, непригодного для использования в кавказских условиях. Представитель оппозиционной партии "Новая Грузия" Гиви Кублашвили заявил, что двухъярусные вагоны знаменитой швейцарской фирмы Stadler не приспособлены к железнодорожной инфраструктуре Грузии. Во-первых, перроны местных вокзалов рассчитаны на "низкосидящие" составы советского производства и чтобы взобраться хотя бы на первый этаж швейцарского вагона, грузинским пассажирам потребуется лестница или иное специальное приспособление. Во-вторых, двухэтажный поезд настолько высок, что не пролезет через Цыпский тоннель, то есть не сможет попасть из Восточной Грузии – в Западную.

Цыпский тоннель прорыт в Рикотском хребте, который разделяет восточное Закавказье от западной части региона. Таким образом, ни один железнодорожный состав не сможет попасть из Баку, Тбилиси, Еревана на черноморское побережье (в порты Поти и Батуми), миновав этот тоннель, построенный в советский период.

Советские инженеры строили тоннели в расчете на советские стандарты железнодорожных составов, не представляя, что вскоре в капиталистических странах появятся двухэтажные вагоны, рассчитанные на большее количество пассажиров.

Заявление партии "Новая Грузия" стало сенсацией, поскольку ранее сообщалось, что государственное АО "Грузинская железная дорога" уже приобрела вагоны, выплатив Stadler солидный по местным меркам аванс в 40 млн долларов. Естественно, швейцарцы не вернут деньги и потребуют полной выплаты по принципу "бери или плати", либо, после долгих переговоров, согласятся на выплату огромной неустойки вдобавок к авансу.

Дело приобрело такой резонанс, что вмешалось правительство. Министр экономики Дмитрий Кумсишвили гневно опроверг сообщение о том, что швейцарский состав "не пролезет" через Цыпский тоннель, призвав журналистов "осторожнее относиться к заявлениям такого рода". Он намекнул, что оппозиционеры в предвыборный период могут сказать и не такое, но их высказывания "надо хотя бы проверять", прежде чем сообщать зрителям и читателям "сенсационную новость".

Впрочем, факт "неполного соответствия по габаритам" швейцарского вагона, ни сам Дмитрий Кумсишвили, ни "Грузинская железная дорога" опровергать не стали. Руководство АО утверждает, что состав Stadler "пролезет", просто на этом и подобном участках (тоннелей в Грузии немало) скорость придется сбавить до 35-40 км/ч.

Комизм ситуации усиливается тем, что вагоны куплены для нового скоростного электровоза, способного доставить пассажиров из Тбилиси в курортный Батуми не за 9 часов, как сейчас, а за 4 – 4,5 часа. Но если на нескольких участках состав сбавит скорость до 40 км/ч, то какой смысл ехать двухэтажным поездом? Разве лишь для того, чтобы наблюдать, как швейцарский состав с трудом протискивается в старый тоннель.

Кроме того, в Тбилиси и Батуми перроны придется переоборудовать, чтобы пассажиры могли войти в вагоны без приставных лестниц.

21050 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября