Федеральные власти, особенно премьер Дмитрий Медведев, не раз критиковали потребителей из республик Северного Кавказа за миллионные долги поставщикам электроэнергии. Больше года назад на совещании по развитию топливно-энергетического комплекса СКФО глава российского Кабмина сетовал: "Платежи конечных потребителей идут с колоссальным отставанием. Не исполняются практически судебные решения, касающиеся неплатежей. А организации-посредники, которые этим занимаются, преднамеренно банкротятся. В результате, естественно, и дело страдает, и люди не получают необходимого количества энергии". Медведев еще тогда призывал обеспечить сбалансированность строительства генерирующих мощностей и распределительных сетей, а также взять под особый контроль вопросы создания энергоинфраструктуры Северокавказского туристического кластера.
Между тем, СКФО обладает развитой электроэнергетической инфраструктурой, в развитие которой до конца этого года планируется инвестировать более 100 млрд рублей. Советник управления экспертно-аналитических работ Аналитического центра при правительстве России Евгений Гашо в интервью "Вестнику Кавказа" заявил, что проблема энергоэффективности в СКФО решаема.
«Мы знакомились несколько лет назад с обстановкой в Краснодарском крае, частично в Ставропольском крае. Помогали делать программу энергосбережения Краснодарского края – просматривали баланс, собирали статистику. Проблема там, в первую очередь, касалась того, что был большой дефицит внешних ресурсов, зависимость от региона от внешних поставок. Это существенно влияло на жизнь простых людей и экономику в целом. Потому что были отключения по южному берегу, по курортной зоне, где в одной маленькой комнатке раньше живет небольшая семья, а летом приезжает еще пять-десять семей, и электричества не хватает. Энергетики просто отключали электроэнергию летом днем, и с этим бороться было достаточно сложно. Однако сейчас поставлены новые источники, ситуация в зоне Сочи, естественно, радикально улучшилась», - заявил Гашо.
Он выразил надежду, что вскоре появится возможность переброса мощностей и на южное побережье, в зону Анапы, Армавира, с тем чтобы развязать ситуацию там. «С другой стороны, дефицит мощности стимулирует на применение энергосберегающих устройств. Когда мощности мало, крупные торговые комплексы вынуждены ставить современные устройства – тепловые насосы, с тем чтобы снижать электрическую мощность потребления кондиционеров», - говорит Гашо.
Частично ситуацию спасают или могут улучшить возобновляемые источники. Речь, идето развитии гелиоэнергетики, которая до недавнего времени при полном отсутствии государственной поддержки находилась в России в упадке. Низкая до последнего времени стоимость органического топлива, с одной стороны, и высокая стоимость материалов (сопоставимая с европейской), с другой, приводила к высоким срокам окупаемости гелиоустановок (более 7 лет).
Говоря о развитии геотермальной энергии, Гашо замтил: «Скважин много, тепло есть, но оно не там, где живут люди. Поэтому его можно использовать, и пошли пилотные проекты в этой связи, которые уже реализованы и начинают делаться и показывают возможность появления ниши, которая в этой связи даст расширить и тиражировать эти решения».
МиниГЭС, по мнению эксперта, дороги: «Это, пожалуй, один из самых дорогих источников, но есть станции небольшой мощности, которые строились, в том числе и под сочинский проект».
Кроме того, в последние годы в мире возникла большая заинтересованность в использовании биомассы для выработки тепловой и электрической энергии, ее вовлечении в топливно-энергетический баланс регионов и стран в целом. Говоря об использовании биомассы, Гашо заметил: «Эти проекты тоже очень разные и соответственно дают соответствующий эффект».
На Ставрополье избыток энергии. Там проблемой энергоэффективности озабочена в основном курортная зона. «Используют уже такое модное новое средство как топливные элементы, что является достаточно хорошим средством для автономного энергообеспечения, но тоже пока дороговато. Однако санатории различные используют, потому что при внезапном сбросе и отключении электроэнергии топливный элемент, по крайней мере, помогает продержаться», - говорит Гашо.
Комментируя проблемы энегетики в Дагестане, Карачаево-Черкесии и других республиках СКФО, Гашо заявил: «Программы, которые мы видим в энергосбережении, не сказать, чтобы они были достаточно профессиональны и уж чересчур хорошо сделаны, но сейчас ситуация меняется, и они обращаются к нам с тем, чтобы эти программы корректировать, улучшать. Сейчас появилось много приборов учета, появляются балансы, и уже видно более четко резервы развития регионов, которые будут направлены на то, чтобы эти резервы найти и реализовать дальше».