За последние 20 лет в России покончил жизнь самоубийством миллион человек, однако страна покинула десятку стран с высоким уровнем суицидов и находится на 14 месте. По данным руководителя отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Бориса Положего, самая неблагополучная ситуация в Сибирском и Дальневосточном округах, в Туве, Бурятии, на Алтае, в Чукотском и Ненецком автономных округах на 100 тыс. жителей приходится 60 самоубийств. Зато в СКФО, Южном и Центральном федеральных округах ситуация достаточно стабильна.
В интервью "Вестнику Кавказа" Борис Положий заявил, что суицидальная ситуация в СКФО наиболее благополучная: "Частота самоубийств в Северокавказском округе, рассчитываемая на 100 тыс. населения, примерно, в 3,5 раза меньше, чем по России в целом. А если сравнивать с Сибирским или Дальневосточным округами, то на Северном Кавказе в 5 раз ниже".
Тому есть несколько причин. Положий напоминает, что суицидальное поведение зависит от целого ряда факторов, в том числе не только от биологических, но и от социальных, культурных, этнических факторов. В СКФО он особо выделяет два фактора – этно-культуральный и религиозный. "Ведущей религией в республиках Северного Кавказа является ислам, который, так же как и христианство, иудаизм, негативно относится к суициду. Но в исламе наиболее жесткое неприятие суицида. А в северокавказских республиках вера у большинства верующих носит истинный, не формальный характер", - говорит Положий.
Второй момент, по его словам, заключается в особенностях национальной психологии северокавказских народов: "По своей сути эти особенности антисуицидальные - уверенность в своих силах, реакция на стресс, направленная вовне, а не на себя, активность и целый ряд других моментов. Это сочетание и предопределяет тот факт, что наиболее меньшее количество суицидов именно на Северном Кавказе".
Вместе с тем Положий оговаривается, что именно на Северном Кавказе действуют радикальные исламистские группы, которые готовят шахидов: "Согласно воззрению членов этих групп смерть во имя Аллаха, борьба с неверными возносится как великое деяние и не рассматривается как самоубийство. Однако по сути это самое настоящее самоубийство. Человек сознательно жертвует своей жизнью, но такие данные не попадают в общую статистику, да и явление это не так распространено".