31 октября президент Путин подписал указ "О Концепции миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы", упрощающий процедуру получения российского гражданства. Концепция направлена в том числе на формирование более комфортных условий для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа, а также на создание четких правил въезда и получения права на проживание, работу, на приобретение российского гражданства.
Вчера на круглом столе "Национальная политика и миграция" эксперты рассуждали о задачах по реализации миграционной политики России, о минимизации бюрократических барьеров и об упрощении процедуры переселения в Россию соотечественников из-за рубежа и о Стратегии государственной национальной политики, которая обсуждалась на заседании Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям 26 октября.
Начальник Управления по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве Федерального агентства по делам национальностей Абдулгамид Булатов заявил, что в свое время разработка и принятие Государственной Стратегии национальной политики РФ до 2025 года, которые произошли в 2012 году, стало важным шагом к гармонизации межнациональных отношений, к укреплению межнационального мира, межнационального единства и решению всех связанных с этим задач. "Но когда была принята стратегия, тогда еще не было специализированного федерального органа, который занимался бы ее реализацией, тогда еще не было программы, по которой бы этот орган работал. Сейчас и такой орган есть, и такая программа есть. Орган - это Федеральное агентство по делам национальностей, которое создано указом президента в марте 2015 года. Также работает государственная программа по реализации национальной политики", - заметил Абдулгамид Булатов.
По его словам, произошли серьезные изменения и внутри страны, и на международной арене: "Когда принималась стратегия в 2012 году, не было возвращения Крыма, не было еще ситуации на юго-востоке Украины и Донбасса, не было единого фронта западных держав против нашей страны, не было еще ИГИЛ (запрещена в РФ) и всех проблем, которые появились с активизацией очередного клона радикальной экстремистской террористической псевдоисламской идеологии. Все это вместе обусловило необходимость изменения стратегии, хотя ее основные цели, приоритеты, задачи и направления остались прежними. Однако были внесены коррективы с учетом произошедших изменений и появившихся новых вызовов и угроз".
Член президиума Совета при президенте по межнациональным отношениям, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин признал: "Мы не сразу поняли, что вопросы миграции имеют прямое отношение к нашим межнациональным отношениям и к нашей национальной политике. В Концепции государственной национальной политики 1996 года были другие приоритеты, другие направления. Но к началу 2000-х вдруг неожиданно для всех экспертов и для нашей практики (а мы все-таки пришли из традиции советского периода) вдруг оказалось, что есть проблемы миграции. Первые волны миграции, которые были по полтора миллиона человек в год, не вызывали ни мигрантофобии, ни проблем с мигрантами. Мы как-то все это переваривали, принимали, помогали, потому что это были как раз люди в основном переселенцы и беженцы, которые в условиях распада СССР оказались за пределами своей исторической родины. "К началу 2000-х годов появился новый мигрант - трудовой, который с каждым годом все меньше нес традиции советского периода, а приносил уже новые постсоветские отношения, которые имели другой характер, другой смысл. Мы не были к этому готовы".
По словам Зорина, в обновленной стратегии госнацполитики важное место занимают вопросы адаптации социальной интеграции мигрантов и иностранных рабочих, а также вопросы межнациональных отношений и влияния миграции на межнациональные отношения. "И миграционная политика, и взаимоотношения между мигрантами, которые находятся в нашей стране, оказывают самое прямое влияние на межнациональный климат, межнациональные отношения".