В последнее время российские власти стали обращать внимание на миграционные процессы. Сложная демографическая ситуация требует массового привлечения трудовой рабочей силы. Однако очевидно, что отсутствие четкой миграционной политики, несовершенство миграционного законодательства, коррупция приводят к росту числа нелегальных мигрантов, их криминализации и в итоге к межнациональным конфликтам.
Согласно статистике, которую приводит директор Московского бюро по правам человека в Александр Брод, «в последние 20 лет миграционный прирост в России компенсировал более половины естественной убыли населения. Без притока из стран бывшего СССР численность населения страны к 2011 году была бы на 7 млн меньше. Неизбежно возникает вопрос об оптимизации миграционной политики. В Концепции миграционной политики до 2025 года прописаны цели, принципы, задачи, механизмы осуществления государственной миграционной политики. Концепция представляет собой систему взглядов на содержание, принципы, основные направления деятельности в сфере миграции. Главными задачами государственной миграционной политики является создание условий и стимулов для переселения в РФ на постоянное местожительства соотечественников, проживающих за рубежом, иммигрантов и отдельной категории иностранных граждан; разработка механизма привлечения отбора и использования иностранной рабочей силы; содействие развитию внутренней миграции, содействие образовательной миграции, поддержка академической мобильности; выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов; содействие адаптации, интеграции мигрантов; формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом; противодействие незаконной миграции.
Что мы предлагаем для учета возможностей, активности, потенциала неправительственных организаций? Прежде всего, основными действенными формами НПО, направленными на повышение эффективности взаимодействия между органами власти и институтами гражданского общества в сфере миграции, являются формирование общедоступной системы оказания информационной, консультативной помощи, участие в организации дискуссионных площадок, организация и проведение семинаров, круглых столов, тренингов, деловых игр, осуществление экспертной оценки проектов нормативно-правовых актов, результатов правоприменительной практики, проектов, программ, участие в осуществлении мониторинга ситуации, правоприменение социальных практик, участие в обобщении, анализе и публичном распространении позитивного опыта реализации концепции, участие в осуществлении общественного контроля.
Законопроект об общественном контроле сейчас находится в главном правовом управлении администрации президента. Мы надеемся, что все-таки в период осенней сессии текст законопроекта будет внесен в Государственную думу. Организации, ведущие работу с мигрантами, существуют. Есть позитивный, успешный опыт в Москве и в регионах. Но таких организаций явно не достаточно. И наша задача - добиваться увеличения численности, повышения профессионализма сотрудников данных организаций. В связи с этим, мы с коллегами, с инициативной группой, подумали о создании координационного совета мигрантских сообществ и организаций, который объединил бы заинтересованных людей, организации в регионах, и думаем о создании гражданского форума содействия развитию миграционной политики РФ. Это такие ассоциации заинтересованных лиц, которые будут тесно взаимодействовать с органами власти для обсуждения выполнения концепции, выяснения проблемных моментов и их разрешение.
Каждый день мы слышим об инцидентах: либо дискриминация мигрантов, либо бытовые драки, которые перерастают в межнациональные, где участвуют мигранты и местное население. По данным соцопросов, постоянно фиксируется рост недовольства в отношении приезда мигрантов, нетерпимость, агрессия, злоба к мигрантам. С коллегами мы вместе участвовали в одной из программ НТВ и были просто потрясены, как накаченный злобой зал скандировал, даже готов был выгнать из студии мигрантов, которые приехали из Узбекистана, Таджикистана и готовы были честно, добросовестно трудиться, рожать детей, но такая нетерпимость просто зашкаливает. И здесь очень важна грамотная правоприменительная практика, равенство перед законом, объективное применение законодательства и в отношении приезжих, и в отношении граждан России. И очень важны меры просвещения, образования на всех уровнях. Поэтому мы считаем, что концепция миграционной политики, к сожалению, пока неизвестна большинству населения. Нужно работать по распространению этого текста, инициировать обсуждение этого текста, нужны круглые столы, экспертные заключения с учетом местной, региональной ситуации. И, конечно, важность грамотного правоприменения. В связи с этим, рабочая группа при Генпрокуратуре, при Управлении по надзору за выполнением антиэкстремистского законодательства в течение двух лет работала над сборником «Межнациональные отношения без конфликтов». Здесь помимо экспертных материалов много документов законодательной базы России, конвенции ООН, Совета Европы, ОБСЕ, в том числе, касающиеся и вопросов противодействия дискриминации мигрантов, национальных меньшинств. Уже прошло несколько презентаций этого сборника с сотрудниками Генпрокуратуры. Предисловие к сборнику написал заместитель генерального прокурора. Такой особый статус книги дает основание надеяться, что все-таки она будет изучена, осмыслена и пригодится в практике нашим прокурорам, представителям исполнительной власти, госслужащим".
По мнению члена Общественного совета при ФМС, зампреда комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести Асламбека Паскачева, "ситуация с социальной напряженностью в обществе, связанная с миграцией как внешняя, так и внутренняя, нарастает. Не только те, кто оседло живет в каком-то субъекте, регионе, но и внутренние мигранты к внешним мигрантам относятся отрицательно. Такие настораживающие моменты привносят дестабилизацию в психологический настрой социума вообще и в межнациональные отношения в частности. У нас есть правозащитный центр, создан институт по миграции и межнациональным отношениям.
За 2011 год к нам обратилось более 15 тысяч человек и по телефону, и по интернету. Из каких государств обращались? Узбекистан – 33%, Таджикистан – порядка 18%, Кыргызстан – 24%, Россия – 12,5%, Украина и Молдова – примерно по 4%, Азербайджан – 1,3%, Армения – 2%, Германия, Великобритания,Грузия, Казахстан, Хорватия, Марокко, Зимбабве, Туркмения, Абхазия – от 0,1 до 0,3%. Каковы причины обращений в данном случае и какие виды помощи оказывались? Задержание полицией – порядка 500 случаев, нарушение прав военнослужащих – 300, мошенничество с документами – 250, консультации по миграционному праву – 140, невыплата зарплаты – 134, по иным вопросам права (уголовные дела, конфликты на национальной почве) порядка 100, изъятие паспортов, фальшивые документы, конфликты на работе, невыдача заработной платы и так далее, включая конфликты с полицией и даже розыски пропавших.
Мы начали готовить элементарное просвещение внутренних и внешних мигрантов - восьмичасовые тренинги и спецподготовка студентов-старшекурсников с итоговой аттестацией «Бесплатный юрист для внутренних и внешних мигрантов».
Понятно, что миграция была, есть и будет. Это экономическая необходимость для нашей страны, поскольку у нас в ближайшие 10 лет не предвидится в целом в стране излишек рабочей силы. Если брать безработицу, то можно говорить о структурной безработице, можно говорить о безработице в субъектах Северного Кавказа. Причем, внутренняя миграция у нас идет только, в основном, из республик Северного Кавказа. Это очень важный момент, учитывая то обстоятельство, что даже в программе до 2025 года даже при оптимальном развитии всех программ – и федеральных целевых, и местных – невозможно создать столько рабочих мест, чтобы занять всех. В связи с этим возникает необходимость организованного набора, организованной миграции для того, избежать конфликтов. Речь должна идти и об адаптации тех, кто едет на учебу, чем, кстати, наша организация и занимается. Мы работаем со студентами, учащимися, которые выезжают в мегаполисы. Одновременно мы работаем с мигрантами из стран ближнего зарубежья. Но здесь немножко разный подход должен быть. Адаптация приезжающих из стран СНГ должна обеспечиваться, в первую очередь, госструктурами: миграционной службой, центром занятости и МВД, а общественные организации должны подключаться к этой работе и оказывать содействие. Что касается внутренней миграции, то здесь, представляется целесообразным использовать уже испытанные в нашей стране методы - и организованный набор, и переселение, это и набор в армию, и целевые направления на учебу и так далее. Здесь, в первую очередь, должны общественные организации работать вместе с миграционной службой, и центром занятости, и МВД.
Все виды помощи, которые мы оказывали, абсолютно бесплатные. Вся работа, которая проводилась нашими юристами, привлекаемыми специалистами, учеными, проводилась совершенно бесплатно. И очень важно исключить возможность коррупции. В соответствующих положениях должно фигурировать слово «бесплатно», чтобы избежать коррупции и принудительного обирания мигрантов, что происходит.
Из всех тех проблем, которые стоят перед нашей страной, включая структурную перестройку экономики, создание рабочих мест, важная именно оптимизация миграции, направление его в правовое русло. Пока же мы сталкиваемся со случаями, когда у мигрантов, в первую очередь, из стран ближнего зарубежья – Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан – отнимают документы, не выдают заработную плату, обдирают их, не обеспечивают жильем. Когда людей доводят до скотского состояния, они способны на преступные действия.