В рамках подготовки к празднованию 70-летия Победы сегодня часто вспоминают Ялтинскую конференцию лидеров стран антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны, на которой был установлен послевоенный миропорядок. Со времени встречи лидеров СССР, США и Великобритании в Ливадийском дворце многое изменилось и дискуссионный клуб "Валдай" подготовил доклад "Мировой порядок: новые правила или игра без правил".
Выступая на презентации доклада, проректор МГИМО (У) МИД РФ Артем Мальгин заявил, что в новый миропорядок мы вошли в начале 1990-х со старыми послевоенными институтами и решили, что их легко можно модернизировать.
"Была реформа ООН, которую широкая публика не заметила… По большому счету, в экономическом сфере модернизировались институты, которые были придуманы в западной части мира… На региональном уровне где-то открылись западные институты, и они стали всеобщими — как Совет Европы и стремящиеся к паневропейскости сообщества, потом — Европейский союз. Где-то, правда, был другой процесс, как в регионе АТР. На уровне глобальном, чуть модернизировав общие институты, открыв западные, мировое сообщество создало паллиативы".
Паллиативом Мальгин назвал и "большую восьмерку", включавшую Великобританию, Германию, Италию, Канаду, Россию, США, Францию и Японию, но не включавшую таких игроков как Китай и Индия. Россия же была исключена из G8 из за крымских событий. "Механизм не сработал, а без России он не сработал вообще. Это механизм, представляющий старый, маленький Запад, который в нынешних условиях не может считаться глобальным", - считает Артем Мальгин.
"Большую двадцатку" он назвал интересной структурой, придуманной в прошлый кризис, возникшей ad-hoc. "Однако за эти годы подойти к этой структуре с точки зрения такой, системной формализации, и формализация здесь — не плохое слово, а наоборот, слово, означающее привлечение порядка и стабильности в работу — не удалось, так количественно она небольшая. С другой стороны, «двадцатка» по примеру вот этой полу-усопшей «восьмерки» для себя достаточно быстро нашла инфраструктуру", - заявил Мальгин.
По его мнению, "когда мы говорим о многосторонних институтах в современном мире, мы говорим о лидерстве. И лидерство это не выход с ядерной дубиной на мировую арену - как вышел, так и вернешься обратно, потому что это механизм, который ты можешь применить один раз.
Лидеру нужна инфраструктура, каналы для реализации этого лидерства. Поэтому когда мы говорим о многосторонних институтах, мы говорим, прежде всего, о лидерстве, как ни парадоксально, государств-наций. Потому что все эти структуры, какие бы формальные они на первый взгляд ни были, это структуры, представляющие национальные государства".