Вестник Кавказа

Как Слюняев видит решение межнациональных проблем

Возрастающая напряженность в отношениях между местным населением и мигрантами, причем как внешними, так и внутренними стала тенденцией последних лет. Участившиеся в последнее время в России инциденты на межнациональной почве заставили экспертов говорить, что власти предержащие сознательно инспирируют такого рода конфликты, чтобы увести общественное мнение от насущных социально-экономических проблем. На прошедшем 22 октября в Уфе заседании Совета по межнациональным отношениям представители высшего руководства страны попытались доказать, что это не так.

См. также "ВК" "Как Сванидзе видит решение межнациональных проблем" и "Как Путин видит решение межнациональных проблем"

Министр регионального развития Игорь Слюняев перечислил факторы успеха национальной политики: совместная работа региональных и местных органов власти, правоохранительных органов по мониторингу и ранней профилактике межнациональных конфликтов, активная работа в вузах и общеобразовательных школах, постоянное взаимодействие с национальными культурными автономиями и представителями религиозных организаций, наличие стройной системы управления сферой межнациональных отношений, продуманная экономическая и миграционная политика, разумное квотирование и расселение, контроль за организацией занятости трудовых мигрантов.

Комплексный подход в вопросах национальной политики, по мнению Слюняева, предполагает:

Первое. Мониторинг, раннее предупреждение и выявление возможных конфликтов. На федеральном уровне в основу автоматизированной информационной системы войдут социологические опросы, исследования СМИ и социальных сетей, ведомственная информация, данные экспертных, общественных и религиозных организаций. Региональный уровень станет логичным продолжением этих мер. Благодаря такому мониторингу мы получим набор точек межэтнической напряженности и миграционной активности, который поможет сформировать прогнозы и позволит вырабатывать правильные решения.
Одним из элементов системы мониторинга станут региональные колл-центры по приему информации о конфликтных и предкофликтных ситуациях. Эти центры будут функционировать на базе одного из телефонов служб спасения, а при поступлении сигнала будут определять ответственных исполнителей от УВД до профильных подразделений региональных и федеральных органов власти. Регламент оперативного реагирования четко определит порядок взаимодействия и порядок действия всех должностных лиц. Оперативное реагирование и ответственность должны стать ключевыми элементами такого регламента.
Координацию работы по предотвращению межнациональных конфликтов можно возложить на межведомственные комиссии при главах субъектов Федерации, которые созданы уже во многих регионах России. Там где они не созданы, такие комиссии необходимо сформировать. В качестве аналога можно привести вертикально интегрированную систему противодействия терроризму, верхним звеном которой является Национальный антитеррористический комитет, а логическим продолжением выступают антитеррористические комиссии при главах субъектов Федерации и главах местного самоуправления.

Второе. Работа со СМИ и реализация комплексной информационной кампании. Межэтнические конфликты часто раздуваются и подогреваются средствами массовой информации. Требуется комплексная работа и жесткая ответственность за распространение ложной информации на федеральном и региональном уровне.

Третье. Грантовая поддержка общественных инициатив.

Четвертое. Непрерывное повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, в компетенции которых находятся вопросы межнациональных отношений. Минрегион России совместно с Академией народного хозяйства и государственной службы при президенте России разрабатывают специальные программы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Слюняева очень беспокоит, что "в последние годы в общественном сознании смешались понятия «соотечественники» и «мигранты». Мобильным внутренним трудовым ресурсам мы придумали специальное определение – внутренняя миграция, тем самым приравняв граждан Российской Федерации к мигрантам или переселенцам. Конечно, временами возникает напряженность во взаимоотношениях наших сограждан, но эти проблемы не имеют ничего общего с проблемами нелегальной иммиграции и натурализации внешних мигрантов. Корень этого зла скорее в снижении общего уровня культуры, духовности, взаимного уважения и веротерпимости. Мы забыли о том, что нравственный человек заканчивается раньше, чем начинается человек законопослушный".

Министр думает, что "деструктивные силы пытаются внедрить в общественное сознание идею о том, что в основе межнациональных конфликтов всегда стоят конфликты межконфессиональные. Такая идеология для многонациональной России чужда и неприемлема. Российское государство с самого начала формировалось как многонациональное, роль традиционных конфессий в воспитании гражданина и общества неизменна и незаменима. Однако слова «культура» и «культ» этимологически связаны, это однокоренные слова. Перефразировав формулу лучшего справедливого государства, предложенную Иваном Александровичем Ильиным, можно сказать: церковь, мечеть, синагога – воспитывают, власть – правит, народ – творит".

По мнению Слюняева, "сегодня мы переживаем важнейший этап формирования государственной идеологии, поэтому излишний пафос общественного договора и механическое восприятие государственности в состоянии подорвать авторитет власти и даже ее дух и добрую репутацию. Градус общественных настроений напрямую зависит от самочувствия русского народа".

"События в Бирюлёве наглядно показали, как мало требуется для того, чтобы заполыхал пожар межнациональных конфликтов. Это был конфликт не русских с азербайджанцами, это была реакция людей на бездействия местной власти, на коррупцию в правоохранительной сфере и на повсеместное попирание закона. Анклав, своего рода резервация нелегальных мигрантов формировался в Бирюлёве не один день, и даже не один год. На протяжении всего этого времени люди сталкивались с равнодушием властей и применением практики двойных стандартов. Сегодня для государства важно системно подойти к решению таких проблем, мы должны не только взять под особый контроль места концентрации мигрантов, но и принять меры по совершенствованию работы правоохранительных органов и миграционных служб, формированию экономических барьеров для притока нелегальных мигрантов. Учитывая, что на органы местного самоуправления возложена ответственность за состояние межнациональных отношений, важно предоставить им возможность в согласовании трудовых квот для мигрантов и делегировать полномочия по контролю за работодателями, которые используют труд иностранной рабочей силы", - думает министр регионального развития.

10315 просмотров