Тема нормализации отношений с Турцией и уплаченной за это цены остается центральной в израильской политике. По версии израильских СМИ, именно с этим связан намеченный на 16 мая визит премьер-министра Турции Реджипа Тайипа Эрдогана в Вашингтон.
Как утверждают информированные источники в канцелярии премьер-министра Израиля, с одной стороны сам этот визит стал возможен благодаря началу нормализации отношений Турции с Израилем: до этого президент Барак Обама отказывался принимать турецкого лидера. С другой стороны, Эрдогана "вызывают на ковер", чтобы убедить "сбавить тон" в отношении Израиля и перестать играть в сверхпринципиальность.
В то же время в Израиле отмечают, что нынешняя администрация Белого дома поддерживает Эрдогана и его желание превратить Турцию в президентскую республику, и отчасти этим было вызвано такое давление на Израиль. По этой версии, американцы заинтересованы в росте рейтинга популярности турецкого премьера, а именно к такому результату привели извинения премьер-министра Биньямина Нетаньяху.
Вместе с тем, последние претензии Эрдогана на то, что Турция в обязательном порядке должна стать посредником на израильско-палестинских переговорах вызвали взрыв возмущение не только в Израиле, но и в США. Никто этого Эрдогану не обещал и обещать не мог. Несомненно, в Вашингтоне также попытаются отговорить Эрдогана от визита в Газу и требования о полном снятии блокады с сектора – особенно в свете возобновившихся ракетных обстрелов Израиля. В то же время нужно заметить, что одну уступку Турция уже сделала, отказавшись от преследования израильских военных, в той или иной степени причастных к инциденту "Мави Мармара".
Основные вопросы нормализации отношений Турции и Израиля будут решаться на переговорах, которые начнутся 11 апреля. Сам факт участия в переговорах советника Нетаньяху по национальной безопасности генерала запаса Яакова Амидрора свидетельствует, что на переговорах будет обсуждаться не столько сумма компенсаций семьям погибших на "Мармаре" (обе стороны уже выразили уверенность, что в этом вопросе они в итоге сойдутся), а именно вопросы военно-политического сотрудничества.
Информированные источники утверждают, что во время пребывания Барака Обамы в Израиле президент США ясно дал понять, что не допустит военного удара по Ирану через территорию Катара, Саудовской Аравии или ОАЭ (с этими странами Израиль давно поддерживает тайные, но довольно тесные отношения), чтобы не подвергать опасности ответного иранского удара своих основных поставщиков нефти. Таким образом, удар может быть нанесен только с территории Турции, которая понимает, что с Израилем или без него рано или поздно ее конфронтация с Ираном неизбежна. Однако в обмен на это американцы потребовали - если события в Сирии затронут турецкие интересы, чтобы Израиль вмешался бы в этот конфликт на стороне Турции. То есть речь идет о сделке по принципу "ты – мне, я – тебе". Это также вызывает серьезные колебания у израильского руководства, которое меньше всего желает вмешиваться в происходящее в Сирии и готово сделать это лишь в случае, если речь зайдет об угрозе национальным интересам еврейского государства.
Еще один вопрос заключается в экспорте израильского газа в Турцию и в Европу. В Израиле готовы продавать Турции газ, но с учетом того, что отношения с Анкарой в любую минуту могут стать снова враждебными, хотят тянуть газопровод в Европу через Кипр и Грецию, лишив заодно Турцию дивидендов за посредничество. Турция уже выразила возмущение этими планами Израиля, заявив, что не допустит их реализации, хотя непонятно, каким путем.
Словом, проблем в израильско-турецких отношениях остается более чем достаточно. Вряд ли всех их удастся "разрулить" за один-два и даже несколько раундов переговоров. Главное, чтобы процесс пошел.
Извинения приняты, противоречия остаются
Пётр Люкимсон, Израиль
12130 просмотров