После снятия международных санкций иранская нефть возвращается на рынок - крупный трейдер Vitol уже начал закупать ее у Тегерана для поставок на рынки Азии и Европы. Как сообщает Федеральное агентство новостей, в день Иран будет поставлять в Европу (пока Францию, Румынию и Италию) около 300 тысяч баррелей нефти. Это скромный показатель, учитывая, что объем нефтяного производства ИРИ в прошлом году составлял почти три миллиона баррелей в день. Но ко второму полугодию иранская нефть может выйти на объемы в 500-600 тысяч баррелей нефти в сутки, при этом половина уйдет на европейский рынок. Аналитики предрекают России сильную конкуренцию с Ираном уже в этом году потери около полутора сотен миллионов долларов в год.
Между тем, как полагает заведующая сектором Ирана Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Нина Мамедова, снятие санкций с Ирана и возникновение санкционного режима в отношении России может сильно изменить структуру двустороннего товарооборота.
"Во-первых, ограничение экономического сотрудничества России с Европой повышает для нас роль Ирана как возможного поставщика товаров и технологий. Например, российский рынок испытывает дефицит в лекарствах, а по шестому пятилетнему плану фармацевтика должна стать экспортной отраслью Ирана.
Во-вторых, возрастает роль Ирана как поставщика продовольственной продукции в нашу страну, особенно в связи с изменением отношений с Турцией. В январе 25 иранским компаниям дано разрешение на поставки продовольствия на российский рынок. Иран готов поставлять в Россию и молочную продукцию, и рыбную продукцию. Но иранским экспортерам следует учитывать, что ситуация, возникшая в России сейчас, может измениться в любое время. И заняв место на российском рынке, иранским компаниям нужно постараться развить его за счет развития соответствующих технологий по обработке, по упаковке товара, по организации их продажи", - полагает Мамедова.
По ее словам, для России Иран останется важным рынком для сбыта промышленной продукции и технологий: "Некоторые российские компании, которые приняли участие в недавней российской промышленной выставке в Тегеране, смогли заключить хотя бы предварительные соглашения. Туда приехало 350 представителей более чем 80 компаний, что говорит о заинтересованности российского бизнеса в иранском рынке. На выставке, например, достигнута договоренность о запуске линии по производству комбайнов при участии российского и иранского частных секторов. Также достигнута договоренность по передаче Ирану технологий по производству железнодорожных длинномерных рельсов.
По данным Мамедовой, в Иран, пусть и в ограниченном масштабе, возвращается ЛУКОЙЛ. "Это только начало. Представляется, что российские предприниматели недостаточно используют возможности свободных и специальных экономических зон. Эти зоны создаются Ираном по периметру своих морских и сухопутных границ. А ведь это оптимально для российских компаний. Иранские предприниматели тоже недостаточно используют возможности наших российских индустриальных парков. Стимулом для развития экономических отношений, особенно в среднесрочной и долгосрочной перспективе могут стать проводимая в последние годы в обеих странах политика поддержки малого и среднего бизнеса. Опыт пребывания страны под санкциями, и иранский, и российский, показывает, что наиболее уязвимыми в этом режиме оказываются крупные компании, а мелкий и средний бизнес остаются на плаву".
Мамедова считает высокой вероятность расширения связей в рамках региональных организаций и региональных проектов: "Возможно, «Север-Юг», который в последние годы из-за санкций не был активен, снова будет активизирован. Россия очень серьезно рассматривает возможность подключения Ирана к проекту Евразийского союза, что тоже выгодно для обеих стран. Подключение Ирана может дать толчок активизации его деятельности".