Сегодня Гейдару Алиеву исполнилось бы 95 лет. С его именем связывают всю новейшую историю Азербайджана - возрождение и пробуждение национального сознания. При этом Алиев лично сыграл важную роль в жизни многих людей. Один из них – всесоюзно любимый певец Муслим Магомаев.
Заочное знакомство Алиева с Магомаевым произошло в конце 1960-х, когда Гейдар Алиев был председателем КГБ Азербайджанской ССР. Тогда Муслим Магомаев попал в опалу, причем по недоразумению. За сольные концерты советским певцам платили двести рублей. Один ушлый организатор концертов попросил артиста выступить в Ростове-на-Дону по тройной ставке, сказав, что якобы есть официальное разрешение Минкульта, согласно которому сольник на стадионе оплачивается в тройном размере. Магомаев спел, получил деньги, расписался в официальной бухгалтерской ведомости. История получила огласку, и деятельностью концертных администраторов заинтересовался ОБХСС. "У меня был очень большой недоброжелатель, один из заместителей Фурцевой, который за это дело ухватился. Решили меня наказать", - рассказывал Магомаев. Наказали его молчанием на полгода, запретив гастроли, выступления на радио и телевидении.
Артист решил, что нет худа без добра, и уехал в Баку, чтобы закончить там консерваторию. Неожиданно его вызвали в КГБ Азербайджана к заместителю Гейдара Алиева и велели отправляться в Москву, чтобы спеть на концерте по случаю юбилея Комитета государственной безопасности. Выяснилось, что опала была снята по личной просьбе главы госбезопасности Юрия Андропова, позвонившего министру культуры Екатерине Фурцевой и потребовавшего обеспечить выступление певца на концерте, сказав, что по линии КГБ претензий к Магомаеву нет. Возможно, тут сыграло свою роль то, что в органах было много поклонников творчества Магомаева, а, возможно, не обошлось без звонка Гейдара Алиева Андропову.
Вскоре Алиев и Магомаев познакомились уже лично. Было это в 1970 году, после того, как Гейдар Алиев был избран первым секретарем ЦК Компартии Азербайджана. Они отправилась в "турне" по Союзу – Алиев выступал на заводах, фабриках, в институтах, а за ним Магомаев представлял музыкальную культуру Азербайджана. "С того времени Алиев стал меня по-отечески опекать. Мудрость старших у нас на Востоке почитается превыше всего. Гейдар Алиевич относился к моему дяде Джамалу как к аксакалу (Джамал Магомаев в 1950-е возглавлял министерство промышленности Азербайджанской ССР, был депутатом Верховного совета СССР, - прим. ред.). А теперь уже я считаю за честь точно так же относиться к Гейдару Алиевичу. Лично для себя я у него просил мало. Мне было приятнее помогать коллегам-музыкантам... У кого-то были проблемы с жильем, кого-то со званием обошли или в поездку не пускают... И ходил я к Алиеву с целым списком. В большинстве случаев он все решал", - рассказывал Муслим Магомаев.
Вскоре ему предложили стать депутатом Верховного Совета Азербайджана, что давалось музыканту крайне тяжело. "Я сидел на заседании один час пока выступал Гейдар Алиевич, потом смывался. Три дня остальных проходили без меня. Один раз я вообще не приехал, потом все-таки приезжал, когда знал, что Гейдар Алиевич будет выступать. Приезжал просто из уважения к нему. Алиев как-то даже сказал: "Муслим, ты как относишься к этому? Ты хоть делай вид, что что-то понимаешь. Я тебя депутатом сделал, чтобы ты приходил ко мне с просьбами на законных основаниях". Потом у нас началась "революция", Гейдар Алиевич ушел, и, естественно, с депутатством я тоже завязал", - говорил Магомаев.
Интересно, что Алиев никогда не предлагал Магомаеву вступить в ряды КПСС. Свою позицию он объяснял так: "Ты — артист, у тебя другие горизонты. Партия — это дисциплина, преобладание общественного над личным. А ты человек непредсказуемый, недисциплинированный... К тому же должны быть у нас известные личности и беспартийные".
Сам Алиев обладал приятным тенор-баритоном, любил и поощрял людей искусства. С именем Гейдара Алиева связаны "черные пятницы" партийно-хозяйственных руководителей, которые вынуждены были еженедельно приобщаться к классике на симфонических концертах. После перевода в Москву на посту первого заместителя председателя Совета министров СССР Гейдар Алиев среди прочего курировал культуру.
В то время молодой Магомаев – широкая натура – часто устраивал посиделки, кутежи. "Тебе давно пора жениться! Ведешь себя плохо", - наставлял его Гейдар Алиев. Наконец, в 1974 году Магомаев решил связать свою судьбу с солисткой Большого театра Тамарой Синявской, с которой он познакомился 1972 году в Баку во время Декады русского искусства в Азербайджане. Тамара Синявская к тому времени уже была замужем, причем за артистом балета, да и у Магомаева был опыт неудачной юношеской женитьбы. "Если ты сделал одну ошибку, что женился, смотри, не сделай вторую ошибку", - сказал Алиев Магомаеву, но на свадьбу обещал прийти. Не смог. Помешали государственные дела. "Потому мы позволили себе погулять до четырех утра. А часов в девять вдруг звонок. Слышу строгий голос дяди Джамала: «Подготовься, Гейдар Алиевич ждет вас с Тамарой в своем кабинете. Днем он уезжает. Пришли мы в здание постпредства. Тамара осталась в приемной, а я по возможности бодро пошел первым в кабинет к Алиеву. Он посмотрел на меня с удивлением: "Что это у тебя с лицом? Ты что, не спал?" "Я, Гейдар Алиевич, жену к хашу приучал". "Ну что ж... Поздравляю вас от всего сердца. А посидеть, если хотите, можем в поезде - прокатитесь со мной до Тулы. Тогда уж и тосты будут, и «горько». А водитель за вами поедет туда". Проехались мы с ветерком. Это был настоящий свадебный поезд: хороший стол, необычная, но очень милая обстановка... Так с легкой руки Гейдара Алиевича мы с Тамарой и мчимся по жизни на своем поезде вот уже более трех десятилетий", - рассказывал Мусли Магомаев.
В 1977 году умер дядя Магомаева Джамал, который в то время был постпредом Азербайджанской ССР в Москве. Говорят, это был человек строгий, но искренне любивший племянника и воспитавший в нем любовь к музыке, к родине, уважение к корням, практически заменив отца, погибшего на фронте. "После смерти моего дяди Джамала Гейдар Алиевич отвез гроб на своем самолете, сам его нес, вместе со всеми хоронил, а потом сказал мне: "Муслим, располагай мной как своим близким самым человеком. Ты теперь будешь в моей семье. Когда надо, в любой момент прилетай, по любым вопросам". С тех пор Гейдар Алиев полностью заменил Магомаеву и дядю, и отца.
Муслим Магомаев пережил Гейдара Алиева всего на пять лет…