Вчера генпрокурор Азербайджана Закир Гаралов заявил, что в отношении Орхана Зейналова, обвиняемого в убийстве москвича Егора Щербакова в Бирюлёво, была нарушена презумпция невиновности. Гаралов обратился с официальным заявлением к своему российскому коллеге Юрию Чайке и главе Следственного комитета Александру Бастрыкину с призывом сторону обеспечить верховенство закона в расследовании дела против Зейналова и доступ к нему адвоката и переводчика, а также не допустить в будущем по отношению к нему насилия и действий, унижающих человеческое достоинство. В Баку считают, что Россия нарушила требования конвенции стран-участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по имущественным, семейным и уголовным делам, а также Европейской конвенции по правам человека.
Комментируя события в Бирюлёво в интервью "Вестнику Кавказа" историк и публицист, член президиума Всероссийского азербайджанского конгресса Рустам Арифджанов заявил, что "эти конфликты нужны людям, которые считают, что вот так, мелким конфликтом можно выпустить пар и успокоить русское население РФ, которое возмущено тем, что меняется национальный облик, этнический облик городов и поселков России. Но эти мелкие конфликты могут породить очень большой конфликт. Этому способствует социальная напряженность в обществе, коррупция, разделение на богатых и бедных, при этом богатые люди откровенно шикуют, а бедным иногда трудно свести концы с концами. Это социальное напряжение можно перевести в напряжение национальное, и в образе врага будет не зажравшийся чиновник, или коррумпированный силовой генерал, или офицер, а представитель другой национальности, который приехал сюда для того, чтобы работать на нас, на граждан России, и зарабатывать деньги. Поэтому, к сожалению, очень многим людям нужны эти конфликты. Чем раньше мы это поймем, и чем раньше мы выступим против этих людей, а не против несчастных узбеков, таджиков, киргизов да и всех тех, кто работает в России – тем, может быть, раньше мы исправим ситуацию в нашем обществе".
По мнению Арифджанова, бирюлёвские события "как лакмусовая бумажка показали, что происходит в нашем обществе. И нет одного решения этой проблемы. Самое легкое – выразить соболезнования семье погибших и сказать, что очень плохо, что у нас совершаются бытовые преступления. Ни за что, из хулиганских побуждений один человек убивает другого человека. Тут даже вопросов нет. Это плохо, и тот, кто это сделал, если это сделал мой соплеменник или не мой соплеменник, другой человек, он все равно должен быть наказан по всей строгости закона РФ. Второй вопрос – отношение правоохранительных органов к этому преступлению. Я буду очень рад, если окажется, что они действительно нашли преступника и быстро его арестовали. Увы, это не такой частый случай в деятельности наших правоохранительных органов. Не все нашим доблестным органом внутренних дел, нашим полицейским удается сделать быстро и показательно".
У Арифджанова вызвали раздражение кадры задержания Зейналова: "Я догадывался, как и многие журналисты, и многие наши граждане, что с задержанными обращаются грубо, но я никогда не мог поверить, что так открыто покажут избиение закованного в наручники человека. Я никогда не мог поверить, что из задержания обычного бытового преступника утроят показательное шоу. Я гражданин России, плачу налоги, мне казалось, что за пролет этих двух вертолетов можно было бы зарплату где-нибудь милиционерам повысить, премию какую-то выдать, а не везти мелкого убийцу (если суд докажет, что он убийца), тратить на него такие деньги. В стране такого уровня преступлений происходит огромное количество, к сожалению. Я бы очень хотел, чтобы, если министр уж взял такую традицию, давайте он всем преступникам будет смотреть в глаза, может быть, это поможет искоренить у нас преступность. Если это поможет, я готов и на вертолеты и на то, чтобы господин Колокольцев смотрел всем преступникам в глаза".
Арифджанов думает, что Баку "будет настойчив в соблюдении всех прав взятого под стражу гражданина Азербайджанской Республики Зейналова. Ведь ни Азербайджанский конгресс, ни азербайджанское посольство не требуют смягчения и переквалификации статьи, это дело внутренних органов РФ. Мы требуем элементарного – соблюдения законов РФ. Если по закону положен медик, он должен быть. Если положен адвокат, должен быть. Если положен консул, он должен быть. И если господин Зейналов не виноват, то будет сделано все возможное, чтобы возложить на него огульную вину правоохранительным органам не удалось. Если он виноват, он получит то, что он заслуживает по закону РФ, но я считаю, что ни гражданин Азербайджана, ни любой человек не должен, осужден он, подозреваем или просто арестован, подвергаться физическому воздействию. И я думаю, что азербайджанская сторона за этим будет внимательно наблюдать".