В Казахстане с 28 по 29 мая прошли заседания Совета глав правительств СНГ и Евразийского межправительственного совета, в которых принял участие премьер-министр России Дмитрий Медведев. В рамках рабочей группы ЕАЭС было подписано более 20 соглашений по целому ряду направлений – транзит, оборонная сфера, торгово-экономические отношения, гуманитарная и экологическая сферы.
Одним из важнейших итогов встречи в Бурбае руководитель Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы РАН Александр Гусев назвал подписание Киргизией соглашения о вступлении в Евразийский экономический союз.
«Важной составляющей этого заседания явилось и то, что Россия, Казахстан и Белоруссия подписали соглашение с Республикой Вьетнам, что является принципиально важным с точки зрения диверсификации, прежде всего, торгово-экономических отношений», - отметил Гусев, подчеркнув, что ЕАЭС встал на путь расширения сотрудничества с государствами, находящимися за пределами постсоветского пространства. По словам эксперта, подписанное соглашение между Вьетнамом и ЕАЭС позволит увеличить товарооборот между Евразийским союзом и этой азиатской страной с 4 млрд долларов до 10-12 млрд долларов в ближайшие два года за счет постепенного обнуления пошлин для Вьетнама и для стран, входящих в ЕАЭС.
Александр Гусев считает, что за прошедшее с момента создания время ЕЭАС достиг значительных результатов именно в торгово-экономической сфере: «Рамки ЕАЭС сейчас расширились практически до 6 государств. Мы имеем уже 180 миллионов потребителей в рамках ЕАЭС. Совокупный ВВП наших государств приблизился к 3,1 триллионам долларов. Конечно, мы не дотягиваем до ЕС и до G7. Но я должен отметить, что ЕАЭС это не политическая площадка, это не клуб по интересам, как представляются другие структуры. Изначально перед нами стояла задача имплементация законодательств в торгово-экономической сфере».
Политолог признает, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Европе есть много скептиков, сомневающихся в успехе евразийского проекта: «Некоторые считают, что создавая ЕАЭС, мы противопоставляем себя не только ЕС, но и Китаю. Китай разработал программу экономического пояса нового Шелкового пути. По мнению скептиков, как раз там интересы двух этих серьезных групп столкнутся, в так называемой точке бифуркации, и ни к чему хорошему это не приведет».
Однако Александр Гусев уверен, что этого не произойдет. По его мнению, вектор развития «ЕАЭС направлен с учетом тех интересов, которые есть и у Китая, и у стран, входящих в Евразийский союз. То есть произойдет наложение интересов, а не столкновение интересов этих двух достаточно больших программ».