Бывший командующий 58-й армией Северо-Кавказского военного округа, генерал-лейтенант, коммунист Виктор Соболев рассказал «Вестнику Кавказа» о своем видении реформ российской армии и современной ситуации на Южном и Северном Кавказе.
- Вы не раз критиковали реформы российской армии, проведенные после войны в Южной Осетии. В чем они заключались и кем они проводились?
- Проводились они министром обороны и генеральным штабом во главе начальником генерального штаба генералом армии Макаровым. Заключались в том, что армии был придан новый облик. В результате была разрушена система управления вооруженными силами, которая включала в себя Министерство обороны, Генеральный штаб, военные округа, армии, дивизии, полки и батальоны. Были ликвидированы дивизии, полки. В управлении армии были полностью ликвидированы управления тылом, техническим обеспечением, отдел кадров, отдел организационно-мобилизационного комплектования. То же самое произошло и в округах - органы управления округами были значительно ослаблены. На мой взгляд, они с трудом справляются с теми задачами, которые стоят. Была ликвидирована, как таковая, важнейшая составляющая боевой готовности – мобилизационная готовность. Были ликвидированы даже органы управления, которые занимались этими вопросами. В результате сократилось большое количество офицеров. Более 50 тысяч офицеров в результате этих реформ было уволено из рядов вооруженных сил. Была полностью ликвидирована такая категория военнослужащих как прапорщики - они были тоже изгнаны, уволены из рядов вооруженных сил. Эта категория есть, в принципе, во всех армиях. Эта унтер-офицерская составляющая была ликвидирована. Армия осталась без тыла, без технического обеспечения. Все это возложено было на коммерческие структуры, которые якобы должны были заменить военные структуры.
Было значительно сокращено количество соединений. Сейчас у нас 100 бригад, из них 39 боевых. Это эквивалентно, если по старым меркам, 10 дивизиям. На всю нашу Россию остались эти 39 бригад.
Были снижены сроки военной службы. Сейчас солдаты срочной службы служат один год. Растягивается призыв, военкоматы ликвидированы как военные структуры, они сейчас стали совершенно гражданскими организациями. Они не способны даже выполнять те задачи, что раньше выполняли.
В результате всех реформ, не по моей оценке вовсе, а по оценке аналитиков НАТО, наши вооруженные силы более не способны решать задачи даже в локальных конфликтах. Это их оценка. Оценка наших аналитиков сводится к тому, что армия разрушена так, как царская армия была разрушена в 1917 году. И нет никаких планов ее восстановления.
- Как сказывается деятельность НАТО на ситуации на Северном и Южном Кавказе?
- В Грузии при всех манипуляциях пришел к власти сначала Саакашвили, а сейчас его сменят еще более антироссийское руководство. Страна стремится в НАТО со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если там будут размещены войска НАТО, это прямая угроза для всего Северного Кавказа, я уже не говорю о Южной Осетии и Абхазии.
Сейчас более менее спокойная обстановка в Чеченской республике, может быть, благодаря тому, что на самом деле Рамзан Кадыров пользуется большим авторитетом у своего народа и сумел как-то восстановить там мир и относительное спокойствие. Но остальные республики Северного Кавказа бурлят - и Дагестан, и Кабардино-Балкария, и другие республики. То, что там действуют силы извне, у меня нет никакого сомнения.
Я оказался свидетелем бесланских событий (имеется в виду захват заложников в школе 1 сентября 2004 года, - прим.ред.). Когда началось расследование, при мне докладывалось руководству страны, что у следствия нет никаких сомнений в причастности западных спецслужб к событиям.
Чтобы что-то взрывалось, воевало и так далее, нужно финансирование. В 1990-е годы, допустим, чеченских боевиков через выкупы и так далее, фактически напрямую финансировал Березовский (Борис Березовский – беглый российский олигарх, обвиняемый в мошенничестве, отмывании денег и попытке насильственного захвата власти). Сейчас нет внутреннего финансирования, но извне, безусловно, деньги идут на спонсирование различных бандформирований. Я думаю, ни у кого в этом сомнения нет.