Вестник Кавказа

ГРУБАЯ УЛИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ ДАГЕСТАНА

Муса Мусаев, Дагестан
Мелкая торговля - традиционный и самый распространенный способ выживания в Дагестане. В этой сфере трудоспособного населения занято больше, чем в производстве.

До революции многие из тех, кого не могла прокормить скудная земля, занимались народными промыслами и торговали. С 1990-х годов мелкорозничные продажи снова стали обыденным явлением - в челночный бизнес ударились рабочие закрывшихся заводов, не получавшие зарплату, учителя и врачи. Сегодня некоторые их них стали «акулами» отдельных сегментов рынка. Есть среди нынешних «акул» и спекулянты, которые подпольно занимались бизнесом еще задолго до перестройки - в местах скрытной продавали дефицитный импорт. Когда сняли запрет на торговлю с рук, из Дагестана в Турцию, Арабские Эмираты, Польшу хлынули десятки тысяч челноков. Возникли первые стихийные рынки. Поначалу торговали прямо с земли. Неплохо зарабатывали те, кто выдавал разрешения торговать, и сдавал в аренду торговые площади.

Первый крупный вещевой рынок Махачкалы возник на стадионе «Труд». Каждый день челноки устанавливали и разбирали там свой палаточный городок. Арендодатели не только собирали деньги, но и наносили на голой земле разделительные линии. Поняв, что это может принести немалые доходы, в процесс включились те, кто владел свободными городскими землями. В центре Махачкалы самыми большими площадями располагали директоры промышленных гигантов. Они и были отданы под рынки.

К моменту распада СССР несколько дагестанских заводов находилось на полпути к модернизации. Мне было 17 лет, когда я пришел работать на завод «Дагэлектромаш», на территории которого строили новый корпус. Так и остались недостроенными цеха новой планировки, сборочный цех высотой в пять этажей, пристроенные к нему еще четыре цеха, заводоуправление. Там еще не было кровли, обшивки пола, на земле стояли не распакованные станки нового поколения… Сейчас в железобетонном каркасе недостроенного завода, находится один из крупных вещевых рынков, а вокруг разбросаны контейнеры с продовольствием и хозтоварами. Основная масса торговцев переселилась сюда с другого уличного рынка, который находился на вокзале и был прозван в народе «шайтан-базар».

На той же улице Ирчи-Казака, в большом недостроенном цехе завода «Авиагрегат» теперь вещевой рынок «Восточный базар». У торговцев есть крыша над головой, которая защищает от палящего солнца и дождей. От зимних холодов здесь спасаются газовыми обогревателями иранского производства, поэтому на рынках часто случаются пожары.

Рублевую выручку дагестанские челноки меняют на доллары. Это привело к возникновению своеобразного финансового рынка – обмен валюты часто проводится прямо на улице. Еще недавно в оживленных местах ходили люди, которые, размахивая пачками зеленых купюр, без конца кричали: «Доллары берем!» Многие собирались на exchange у стадиона «Труд». Сейчас там открыли множество обменников и ломбардов. Обзавелись офисами на знакомом клиентам месте и известные банки.

Вещевые рынки Дагестана сейчас заполняются товарами из Баку и Пятигорска - в Турцию и ОАЭ теперь отправляются только «базарные акулы». А крупный оптовый продовольственный рынок в Махачкале перенесли. Не желая переезжать, торговцы три года саботировали действия властей, были столкновения торговцев с ОМОНом, пострадавшие с обеих сторон…

На пустыре между Махачкалой и Каспийском по выходным скапливается огромное количество автомобилей. Там работает несколько автомобильных рынков, но лишь один из них - легально.

В приграничном Хасавюрте отовариваются жители и Дагестана, и Чечни. Во время войны практически все жители Чечни и Ингушетии ездили за товаром в Хасавюрт.

С теневой стороной рынка труда можно познакомиться на проспекте Гамидова в Махачкале. Это традиционное место встречи потенциальных работников и работодателей. Одним из центров торговли в сельской местности стал Левашинский район. Там есть и нелегальная биржа труда, куда приходят безработные из соседних районов. Трудоустраиваются они на картофельных, морковных и капустных полях. Теперь по выращиванию этих культур Левашинский район бьет рекорды. Там же собирается межрайонный универсальный рынок.

Контейнеры на оптовых рынках заполняют торговцы-дальнобойщики. Некоторые за товаром едут сами. Но «челоночат» не все дагестанцы. Многие продают то, что сами производят - фрукты, овощи, мясо, рыбу, сыр. В одних селах делают ювелирные изделия, сувениры, в других - шьют обувь, шапки, папахи, бурки, делают мягкую мебель, ткут ковры, куют холодное оружие…

Когда в августе 2007 года вступил в силу закон «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс РФ», в республике действовало 111 рынков, из которых не более двух десятков соответствовало принятым нормам. Закон требует, чтоб у рынков были паспорта безопасности, разрешения местной администрации и т.д. По словам руководителя правительственного комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка Магомеда Шабанова, сейчас в Дагестане 102 рынка (34 районных и 68 городских), разрешения на организацию деятельности получили только 54. Остальные не соблюдают санитарные нормы и правила противопожарной безопасности.
51140 просмотров