Туристический сезон в Армении начинается в апреле-мае и продолжается до глубокой осени. Большая часть туристов приезжает сюда из Грузии, России, США, Ирана, из стран ЕС, а в последние годы – из Японии и Таиланда. При этом 60% всех туристов приходится на представителей армянской диаспоры. Всех их привлекают богатое культурно-историческое наследие, природа и тот факт, что Армения – первая христианская страна. Сейчас здесь развит историко-культурный туризм, на основе которого развиваются также экологический и приключенческий.
По официальным данным, в прошлом году в Армении побывало 558 тыс. туристов. В первом полугодии этого года - около 207 тыс. (как и в прошлом году). В среднем турист тратит в Армении 800-1200 долларов. Его излюбленные места - Гарни, Гегард, Севан, Татевский монастырь.
Туристические пакеты формируются туроператорами. Средняя цена гостиниц в Армении - порядка 65 долларов в сутки.
В среднем на питание и напитки каждый турист ежедневно тратит 15 долларов.
Средняя продолжительность проживания 10 дней.
На транспорт, услуги, гида, экскурсии уходит около 100 долларов.
На сувениры, продукты, книги, казино, клубы, бары, разные виды других услуг тратится 150 долларов.
Авиа- и визовые сборы составляют порядка 60 долларов.
Простая арифметика показывает, что туристы, живущие в гостиницах, тратят больше 1000 долларов.
Но есть и другая группа туристов, предпочитающих проживание частном секторе или у родственников. Этот сегмент на 50% состоит из граждан СНГ, остальные туристы - из диаспоры, Ирана и Ближнего Востока. Такие туристы живут в Армении около месяца и тратят примерно 800 долларов (без стоимости авиабилетов).
В докладе Всемирного экономического форума о конкурентоспособности сектора туризма (рейтинг включает уровень развития инфраструктуры, безопасность туризма, политическую стабильность, комфортность ведения бизнеса…) указано, что Армения стала "открытой страной" для туризма. Цены на услуги здесь доступны, медицинское обслуживание удовлетворительно, опасность заражения СПИДом низкая. При этом в докладе сказано, что в Армении плохая инфраструктура, экология и проблемы интернетом.
По словам начальника управления по туризму Министерства торговли и экономического развития Армении Мехака Апресяна, сегодня ведется активная работа по улучшению ситуации в этих сферах. На мероприятия по повышению привлекательности Армении для туристов (информационно-рекламная сфера, организация визитов иностранных туроператоров) в этом году правительство выделило 200 млн драмов (512 тысяч долларов). Власти также выделили деньги на создание условий для использования известных памятников армянской архитектуры, культурные мероприятий, а также превращение национальных парков "Дилиджан" и "Севан" в образовательные центры туризма.
Сегодня в Армении серьезная конкуренция в гостиничном бизнесе, проблемы с дорогами практически решены, закуплены оснащенные кондиционерами и санузлами автобусы туристического класса. Только за последние годы открылось 20 гостиниц (общее число – более 35 тыс.).
Серьезная конкуренция и в ресторанном секторе - ежемесячно в Армении открывается один-два новых ресторана. Благодаря благотворительной программе фонда "Линси", основанного американским мильтимиллиардером армянского происхождения Керком Кркоряном, восстановлены дороги, культурные комплексы, музеи (музейный сектор в армянском туристическом продукте остается серьезным фактором).
Решена проблема формирования нового поколения гидов-переводчиков – работает несколько частных и государственных вузов, специализирующихся на их подготовке. Значительно упрощена процедура получения визы в Армению - это можно сделать в аэропорту по прибытии или получить визу через интернет-сайт МИДа. Интернет вообще уже плотно вошел в турбизнес - Армения представлена примерно на полутораста туристических сайтах. На рынке работает около полусотни армянских туроператоров. Согласно исследованию международной консальтинговой компании McKinsey Company, осуществленного по заказу проекта "Armenia 2020", несмотря на все существующие проблемы, туристическая отрасль Армении постепенно становится индустрией приносящей заметный доход в бюджет.
В советское время развитию туризма, как одной из отраслей экономики, в Армении уделялось особое внимание. Советская Армения по числу туристов удерживала третье место (после России и Украины) по системе оценки в относительных единицах. Сейчас главная проблема туристической отрасли - децентрализация туристического бизнеса, в основные туристические продукты расположены в областях Армении, а деньги на этом зарабатывает столичный бизнесмен-туроператор.
Специалисты намерены представить на мировом туристическом рынке армянскую кухню. Кроме того, предполагается сделать Армению частью регионального турпродукта. Будучи отдельно представленной, Армения занимает довольно ограниченную нишу. Азиатский или европейский турист редко едет в регион, чтобы увидеть только Армению или Грузию, или Иран. Он хочет оправдать столь долгий путь и немалые расходы. Поэтому в Ереване хотят интегрироваться с соседними странами для формирования регионального турпродукта, чтобы предстать на международном рынке именно в таком формате. Всемирная туристическая организация сейчас стимулирует турпродукт "Великий шелковый путь", где Армения имеет свое четкое присутствие и как часть этого нового турпродукта предполагает завоевывать новые рынки.
АРМЯНСКИЙ ТУРПРОДУКТ
Сусанна Петросян, Ереван
39985 просмотров