Защита российского предпринимателя Виктора Бута, осужденного в США на 25 лет по делу о торговле оружием, просит американские власти о помиловании фигуранта. Спустя три месяца после вынесения приговора защита осужденного не оставляет надежды вытащить его из американской тюрьмы.
Как сказал адвокат бизнесмена Виктор Буробин на пресс-конференции в Москве, «американское правосудие никогда не имело права на рассмотрение дела в отношении Бута в том режиме, в котором оно состоялось. Кроме того, никакого преступления Виктор Бут не совершал. За что он осужден, какие действия ему были вменены в вину? Это разговор с агентами американских спецслужб в Таиланде о том, что он якобы может поставить колумбийский организации «Фарк» (только американцы считают ее террористической) некоторое количество оружия. Вот за этот разговор. Никакого иного состава – то, что любят корреспонденты, «торговец смертью», чуть ли не лучший друг Бен Ладена – ничего подобного в суде нет. Но вменяют ему четыре состава преступления. Первый- «заговор с целью продажи оружия колумбийской террористической организации». Второй - этим оружием можно убить американского гражданина в Колумбии. Третий - этим же оружием можно убить американского офицера, который служит в Колумбии. Четвертый - отдельно они рассмотрели вопрос о том, что речь шла о якобы поставке оружия, связанного с ракетами «земля – воздух»».
Адвокаты Виктор Буробин и Альберт Даян собираются использовать три направления в интересах защиты клиента.
«Первое. Есть возможность, и эта возможность будет использована, подать апелляцию, причем дважды: первый раз – это вышестоящий суд, второй раз – Верховный суд. Мы решаем и считаем, и Виктор очень четко стоит на той позиции, что он ничего не совершал, ни в чем не виноват, и он будет подавать жалобы в том порядке, который предусмотрен американским законодательством.
Второе. Мы сочли возможным рассмотреть вопрос и обратиться в Американскую комиссию по помилованию на основании принципа взаимности. Может быть, американский президент помилует нашего гражданина, и вот почему. В 6 декабря 2000 года американский гражданин Эдмунд Поуп был осужден на 20 лет лишения свободы за шпионаж в пользу Америки. А 14 декабря он своими ногами зашел в самолет и улетел в Америку. Он был помилован.
Третье. Мы вели беседы с нашими государственными служащими в Министерстве юстиции и в Министерстве иностранных дел о возможности выдачи Виктора Бута на родину для отбывания наказания», - заявил Бурбин, назвав возможность реализации последнего варианта «самым плачевным результатом» своей работы. «В самом плохом варианте мы ставим задачу так: есть конвенция 1983 года о передаче осужденных. Эту конвенцию подписали и Америка в 1985 году, и Россия в 2007 году, хотя эта конвенция европейская. Она позволяет поставить вопрос о том, что человек, осужденный в одной стране, будет передан на родину. Виктор в этом заинтересован», - пояснил адвокат.
Как заявила жена осужденного бизнесмена Алла Бут, «мы встречались в Международном правовом отделе как раз по этому вопросу. Меня попросили со стороны адвоката и с нашей стороны подготовить ряд документов, которые им необходимы, чтобы сейчас первоначально отправить запрос Министерству юстиции Соединенных Штатов и запустить механизм действия конвенции 1983 года, по ее применению к возвращению Виктора на родину. Понятно, что это процедура бумажная, займет значительное количество времени. Первый результат, который мы ожидаем –ответ из Министерства юстиции США: насколько они готовы и способны пойти навстречу МИД России».
По мнению Аллы Бут, «у нас был бангкокский период, очень сложный. Там уголовное дело не закрыто. В суде Таиланда будут продолжаться слушания по поводу его незаконного вывоза из этого государства. Сейчас вступил в свою должность новый адвокат, в связи со смертью нашего старого защитника. Видимо, на конец или середину августа будут назначены новые слушания по этому вопросу. В суд Таиланда приглашены бывший премьер-министр, министр иностранных дел, представители Министерства юстиции и Министерства коррекции тюрем и начальник тюрьмы как свидетельские показания. Никаких документов до сих пор в суде нет, и никакого разрешения. Что основное было для Бангкока – это разрешение уголовного суда королевства Таиланд на экстрадицию Виктора в США. В прошлом году я туда летала как представитель со стороны Виктора, так как он сам не мог присутствовать там, я давала показания в суде по поводу его вывоза.
Теперь закончился суд в Соединенных Штатах, Виктор уже находится в тюрьме, где будет отбывать срок, который ему был назначен федеральной судьей. Несмотря на все наши битвы и рекомендации федеральной судьи по поводу его содержания (в Америке, хочу напомнить, было отдельное слушание по этому делу), Виктора продержали 15 месяцев практически в одиночном карцере. Он был очень сильно истощен; были проблемы с питанием, практически там была голодовка. В связи с этим адвокат тоже подавал в суд, и то решение, которое вынесла федеральная судья на основании этих обвинений – она подчеркнула, что Виктор не террорист, и прокуратура, Министерство и Департамент коррекции тюрем не имели права его держать в таких условиях. Собственно говоря, в связи с этим она перевела его на общий режим в тюрьму Бруклина. Это было около полугода назад, до его перевода на место отбывания наказания, в связи с чем прокуратура, невзирая на рекомендации федерального судьи, пыталась его отправить в тюрьму строгого режима. Был большой скандал, потому что это все делалось тихо, об этом никто не знал. Сегодня Виктор опять не находится в условиях общего содержания. У него режим так называемой «ограниченной информационной связи», то есть он находится в одиночной камере, имеет право на сто печатных страниц в месяц, на два телефонных звонка в неделю по 5-10 минут членам семьи или адвокату, по выбору. О пользовании какой-либо библиотекой пока ничего не известно. Информационная ограниченность полная. Он мне сказал, что в шесть утра камеру открывают, в десять закрывают, и он имеет возможность выходить на улицу.
Я разговаривала с представителем российского посольства в Вашингтоне. Сейчас они будут курировать непосредственно дело Виктора Бута в связи с тем, что он уже переведен из штата Нью-Йорк. Сотрудники российского посольства предполагают быть у него до 15 июля. В связи с тем, что он «засунут» неизвестно куда, очень далеко, посещение и консульских работников, и адвокатов, и тем более мое будет очень затруднено. Ближайший населенный пункт находится от тюрьмы примерно в 300 км. Там транспорт не ходит, надо будет брать машину или каким-то там способом до этой тюрьмы добираться, где останавливаться – неизвестно, и поэтому огромные проблемы будут с тем, чтобы, например, я бы могла там побывать. Судя по всему, это будет свидание раз в неделю, как предписывает режим содержания на английском языке. В каких условиях – тоже непонятно пока на сегодня, до того, как сотрудники посольства у него не побывают и не уточнят на самом деле возможности какого-либо с ним общения.
По условиям содержания могу сказать, что когда проходил процесс его перевода из одной тюрьмы в другую, его продержали в пересыльной тюрьме практически 12 дней в карцере, без свежего воздуха. Он сидел в одиночке и не имел возможности ни с кем связаться, ни позвонить. Единственная была возможность – по тюремным и судебным информационным сетям, есть такая в Америке схема, по номеру заключенного можно отследить его местопребывание, нахождение. Мы видели, что он находится там, а потом увидели, что этот номер переселился наконец-то в то место, где он сейчас находится.
Я не совсем разделяю точку зрения нашей защиты, я имею в виду, адвокатской стороны, по поводу апелляции, потому что не считаю возможным, в связи с тем, что здесь замешано огромное количество политики, и это был заказ Вашингтона на то, чтобы Виктора привезли в Америку, потому что ни в одном другом государстве подобный процесс невозможен ни в каких правовых рамках. Цель его доставки туда понятна – политизированный процесс. Это показательный процесс над российским гражданином. Второе – это, видимо, создание каких-то прецедентов американского права на то, чтобы Америка выступала мировым судьей во многих государствах, судить граждан любой страны, находящихся за пределами Америки, их туда привозить. И сама форма доставки человека, который якобы представляет опасность для государства Соединенные Штаты, непонятна, то есть это может быть как угодно, где угодно, и вопрос законности экстрадиции не рассматривается никак. Поэтому я считаю, что бесполезно биться в судах: если это политический заказ, он будет также пролоббирован, и решение будет однозначно. Ну, выиграем мы пять-десять лет – это на самом деле вопроса не решит. Моя позиция такая, что здесь должна быть другая, политическая воля, решение России на политическом уровне, политические договоренности о том, чтобы его сюда вернуть. Каким способом? Вполне возможно, как Виктор Николаевич сказал, это конвенция. Второе – это обмен, что очень сомнительно. Третье – это помилование президентом Соединенных Штатов».
Три варианта для Бута
14285 просмотров