Вестник Кавказа

Евразийский союз Халяль

Евразийский союз Халяль
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
В минувшую субботу в Астане Совет муфтиев России и муфтияты Казахстана и Белоруссии учредили Евразийский союз стандартизации и сертификации Халяль. На очереди Киргизия. Об этом заявил представитель Совета муфтиев России Айдар Газизов. По его словам, «в России мусульмане представлены 57 этносами. Среди нас есть представители кавказских республик, представлены татары из Казани, Пензы, Нижнего Новгорода, поэтому (и я хочу подчеркнуть эту идею) халяль – это то, что нас всех сегодня объединяет, и не только мусульман, татар, чеченцев, башкир и другие народности, но и тех людей, которые стали обращать внимание на продукцию халяль из-за ее высокого качества. С учетом того, что некоторые продукты просто представляют собой угрозу для здоровья, а на предприятиях, производящих халяль, существует особый контроль, то это позволяет говорить, что все-таки».

Сейчас в планах Совета муфтиев создать межрегиональное Общественное объединение по защите прав потребителей продукции и услуг халяль, которое бы объединяло все национальности, религии России и постсоветского пространства. По словам Газизова, «если брать наших иностранных коллег, то это такие страны, как Малайзия, которая в этой сфере является «законодательницей мод», которая первая начала именно системную работу в этом направлении, где именно госструктуры занимаются вопросами халяль, также страны Персидского залива, например, Саудовская Аравия. Малайзия брендом халяль маркирует вообще все. Под лейблом «халяль» у них и вода, и другие напитки, и печенье. Вроде, такие вещи, которые на первый взгляд априори являются халялем, но с учетом того, в какую сторону меняется сейчас сама тема изготовления продуктов питания, и на первое место выходят ароматизаторы, заменители, эмульгаторы, пищевые добавки, и это такой момент, который напоминает минное поле, в котором мы должны ориентироваться. Это подталкивает сертифицировать практически все. У нас есть предприятия, которые связаны с косметикой, медициной, есть предприятия, которые сертифицируют даже швейное производство. Речь идет об изготовлении специальной одежды для хаджа, паломнической поездки в Саудовскую Аравию, в Мекку и Медину, и вещей, связанных с молитвенным ритуалом. То есть это широчайшая индустрия, и мы сейчас идем по тому же пути, который прошли наши зарубежные коллеги.
На сегодняшний день мы работаем над созданием так называемой «Карты халяль» для Москвы и России. Если взять точки общепита, то есть такие, где представлена продукция халяль, это заведения больше по восточной тематике. Там вся еда халяльная, и сама подача атмосферы в таком кафе является халяль, например, как у наших коллег из «Халял Аш», то есть там нет алкоголя, там только еда халяль. Мы сейчас будем, условно говоря, прорабатывать тему такого «халяльного светофора»: «зеленый свет» для мест, где все 100% халяль, и атмосфера, и еда; «желтый свет» для тех заведений, где хозяин говорит, что приветствует все это, еда у него полностью халяль, мы ее сертифицируем свидетельством о том, что она приготовлена по технологии халяль из сырья халяль, но, допустим, хозяин допускает наличие в своем заведении алкогольных напитков, кальяна, каких-то других программ, которые по канонам ислама запрещены, например, танец живот; и «красный свет», то есть категория «харам» для тех заведений, где начинаются такие манипуляции (обычно это бывает в павильонах) - стоит картоночка, где от руки написано «халяль», а когда ты спрашиваешь хозяина какие-то подтверждающие документы, он убирает картоночку и говорит, что хаяля у него нет. Есть такие хозяева, которые просто бегают от наших аудиторов-контролеров, и таких людей мы заносим в черный, запрещенный список и вывешиваем на наш сайт, чтобы об этом знали все добропорядочные мусульмане или представители другой религии».

Комментируя наличие халяля на авиарейсах, Газизов заявил: «Мы ведем переговоры достаточно давно с компаниями в аэропорту «Домодедово», но я пока не могу похвастаться заметным успехом в работе. Летая рейсами заграничных авиакомпаний, мы такую возможность имеем. Такую же возможность мы имеем и на рейсах, вылетающих из Москвы, такая возможность заказать есть. Наши фабрики работают над этим, но тут же еще вопрос экономики возникает. В этом плане мы тоже проводим определенную работу: мы сотрудничаем с РЖД, но они нам давали справку о том, что недостаточно большое количество людей заказывают. Они смотрят с точки зрения экономики: выгодно или нет. В бизнесе социальный аспект вторичен. Но думаю, что совсем скоро мы охватим и это, потому что мы призываем наших коллег, покупая билеты, спрашивать про халяль – пусть это количество наших обращений к билетерам, к компаниям, распространяющим билеты, перерастет в качество, когда люди, отвечающие за сервис, поймут, что это востребовано.
Мы работаем с компанией «Пинхас», которая специализируется на производстве бортового питания для наших братьев-иудеев, а вы, наверно, знаете, что для иудеев, христиан и мусульман пища друг друг априори разрешена, то есть мы все являемся «людьми Книги», «людьми Писания», и для нас, для мусульман, разрешена пища, забитая по христианскому и иудейскому ритуалу. Что это за ритуал? Это некая не тайна, это просто гуманное отношение к животному, перерезание горла одним движением, одно животное не видит, как забивается другое, то есть существует ширма, помещение, как правило, бывает с чуть приглушенным светом; животное ни в коем случае не убивается варварским методом, например, ударом по голове (я закончил Мясо-молочный институт, так вот раньше была профессия молотобоец, когда бедных животных гнали, и стояли молотобойцы на вышках, которые просто мозжили кувалдами головы этих несчастных животных) или электротоком – все это категорически запрещено. Здесь разговор идет о гуманизме, о том, что Всевышний создал животное, чтобы оно удовлетворяло наши нужды в качестве пищи, одежды, медикаментов, но Всевышний нам не дает право варварски относиться к твари Божией. В этом и есть суть забоя животного по канонам Единобожия, раньше и бабушка с дедом в деревне резали курицу, говоря «С Богом!», а сейчас все это исчезло в угоду скорости, «время – деньги». Что из-за этой самой скорости получается, вы сами знаете: не полностью вытекшая кровь из тела животного, а кровь – это патогенная зона, адреналин, тот вирус страха, который начинают вырабатывать надпочечники животного – это все никуда не девается, а мы и наши дети это кушаем. Мы вот сейчас общались с нашими коллегами в Казахстане, и я тогда сказал, что мы все являемся докторами, лекарями (хотя больше, чем медбратом, я себя не позиционирую), которые работают над этим, мы проводим лечение людей через питание, через образ жизни».

Говоря о дороговизне халяльной продукции, Газизов сказал: «Продукция кошер в 2 – 2,5 раза дороже, чем средняя цена. Почему? Потому что у людей еще более высокая планка, вы знаете, что из крупного рогатого скота они употребляют только переднюю часть (задняя часть – не кошер), из 100 единиц животных, которые предназначены на убой, примерно 15-20% животных проходят только по предварительному внешнему осмотру на кошер. После забоя проводится и внутренний осмотр: это и продувание легких, и т.д. и т.п.
Что касается мусульман, то есть отдельные компании (не хочу называть имена), у которых цена существенно отличается – на 10-15 рублей кг продукции дороже, такое есть. Но если говорить в общем про отпускные цены заводов, то если отпускная цена птицы с завода – это 72 – 73 рубля. Мы ставим на процесс убоя нашего эксперта, и это определенная процедура, определенная нагрузка. Многие предприятия продукции халяль предпочитают делать в индивидуальной упаковке, на подложке... все это потихонечку может привести к удорожанию.
Лет 10 назад мы мониторили по Татарстану, и там были такие случаи, когда бабушки-дедушки говорили, когда цена достигла разницы в 6 рублей, разговор об этом был. Потом эта разница сократилась до 2-3 рублей, потому что тогда делали первые шаги, и это было дороже. Но потом все это отработалось. А тогда доходило до того, что приходилось приостанавливать скорость движения конвейера для ручного забоя. По современным стандартам можно и ручной забой птицы делать, и механический».

Комментируя возможность использования халяльной продукции в армии, Газизов сказал: «Часть мусульман в армии у нас составляют представители с Северного Кавказа, где религиозный ценз более высокий, там больше количество практикующих людей (а вы знаете, что такое «практикующий мусульманин», то есть не просто нацепил на себя полумесяц и ты мусульманин, это права и обязанности, и чтение Намаза, и ураза в месяц Рамадан и другие моменты), то не сегодня – завтра это будет и в армии представлено. Потому что они или едят только то, в чем не сомневаются, но по нормам – а это ведь, все-таки, активный образ жизни – нужна здоровая пища и белковое питание».
25595 просмотров

Видео

Все видео


реклама