За последние 20 лет в Грузии было сломано немало научных, журналистских и административных «копий» вокруг проблемы свободной экономической зоны (СЭЗ). Бизнесмены и экспертное сообщество естественно были «за», но власти традиционно опасались «выпустить джинна из бутылки», поскольку в условиях слабости государственных институтов, такие зоны могли нанести существенный вред формированию конкурентного внутреннего рынка и единых правил игры на нем.
Действительно, если проанализировать историю создания СЭЗ в разных странах, они оказались успешными и принесли пользу только там, где удалось сформировать действенную и, в то же время, некоррумпированную бюрократию, а фискальная администрация оказалась восприимчива к экономическому креативу, как и определенной «творческой гибкости» при выстраивании отношений с бизнесом. В противном случае СЭЗ становилось источником катастрофической коррупции, разрушения внутреннего рынка, распространения контрабанды и контрафактной продукции, не говоря уже об уличной преступности, поножовщине и наркомании.
Команда реформаторов, пришедшая к власти в Грузии после «революции роз», при всем радикализме, неосторожности и нетерпеливости (приводящих порой к тяжелейшим последствиям) в этом вопросе выбрала путь своеобразной эволюции, вместо революционного прорыва. Позитивную роль сыграл неоспоримый талант известного бизнесмена и просто умного человека, бывшего госминистра Грузии по экономической и структурной реформе Кахи Бендукидзе. Именно он посоветовал своим молодым, горячим коллегам, не спешить и пойти сначала по пути упрощения процедур, искоренения коррупции, а также бюрократической волокиты во всех сферах соприкосновения бизнеса и государственной администрации, в том числе фискальных органов.
Сегодня Экономические зоны растаможивания (ЭЗР), построенные по всей стране, приятно удивляют: все процедуры занимают мизерное (в соотношении с решаемой задачей) время, а таможенниками и финансовыми агентами работают улыбчивые молодые люди – девушки и юноши, специально обученные для того, чтобы быстро и качественно решать «бумажные» вопросы. Причем и бумаг-то уже почти не требуется: компьютеризация ЭЗР и упрощение всех процедур достигли максимально возможного уровня. Итог: главной статьей экспорта страны в 2011 году стал автомобильный экспорт. При том, что сама Грузия автомобилей не производит – речь идет о реэкспорте машин. Но он стал выгоден для покупателей из соседних и центральноазиатских государств благодаря комфорту и высокому уровню сервиса.
После достижения первого успеха, реформаторы стали подумывать об очередном шаге и рискнули расширить концепцию ЭЗР до СЭЗ. Первая СЭЗ появится недалеко от города Рустави, то есть примерно там же, где уже успешно работает огромный авторынок. Местечко близ Рустави называется Лило. Рынок Лило – ровесник новой эпохи - огромный вещевой базар масштаба и стиля Черкизовского рынка в Москве, появился в 1991 году, как только «бог торговли» освободился от коммунистического гнета. В Лило можно было купить и продать все: от иголки до мебели. Он был одним из крупнейших на Кавказе. Туда ездили торговать даже из Абхазии и Южной Осетии – Меркурий примирял людей, разделенных конфликтами.
Власти догадались использовать мощный ресурс устоявшейся традиции и предоставили статус СЭЗ в первую очередь именно этому рынку, а не каким-то новостройкам в Тбилиси или Кутаиси. Впрочем, новый рынок в Лило под названием Lilo-Mall будет мало походить на своего знаменитого предшественника, который в голодные годы гражданской войны и этнополитических конфликтов в Грузии, спас от голода и обеспечил работой десятки если не сотни тысяч человек.
Для строительства Lilo-Mall Европейский банк реконструкции и строительства, а также ряд грузинских банков выделили 60 млн долларов. Комплекс зданий построит испанская архитектурная компания Salamanca Ingenieros - с огромным опытом обустройства подобных рынков во всем мире от аргентины до Швеции. Вместо лотков и узких торговых рядов с нагромождением ящиков и огромных мешков, где спят, едят, курят и играют в карты, появятся опрятные двух-трех этажные универмаги и целые «деревни» в стиле Outlet-торговли. Причем организаторы обещают, что сам рынок не закроется ни на один день – торговцев постепенно переведут на новые, удобные и комфортные места без увеличения платы за торговую точку. Сейчас на рынке в Лило занято около 10 тыс. человек. С началом работы Lilo Mall эта цифра увеличится на 50%. Общая торговая площадь – до 98 тыс. кв. м вместо нынешних 78 тысяч. Но что самое главное, в Lilo Mall будут действовать новые фискальные правила. Во-первых, индивидуальные предприниматели получат возможность самостоятельно выбирать налоговый режим и принимать решение относительно уплаты НДС. Естественно, растаможивание любых грузов произойдет на месте - в специальном таможенном терминале. Кроме того, в Лило появятся огромные склады для хранения продукции. СЭЗ планируется разбить на десятки сегментов по виду товара, но они будут объединены в единую электронную систему. То есть, например, покупатель, желающий одновременно приобрести несколько мешков цемента, арматуру, спальный гарнитур, обувь и шоколад для детей, заплатит только один раз – на выходе из Lilo Mall. Принцип тот же, что и в супермаркетах, когда вы самостоятельно берете товары с полки, одновременно покупаете салат, его тут же взвешивают, расфасовывают, прикрепляют цену, но за все сразу вы платите только при выходе из магазина.
Торговцы больше не будут платить 15-процентный налог с прибыли и 20-процентный подоходный налог. Отныне они заплатят в бюджет лишь 3% с дохода от реализации продукции. Соответственно, арендаторы торговых объектов в Lilo Mall, по новому закону, не обязаны вести бухгалтерскую документацию и выбивать чеки на кассовых аппаратах. И даже в том случае, если оборот арендатора магазина превысит 100 тыс. лари (60 тыс. дол.) в год, он сможет отказаться от регистрации в качестве плательщика НДС.
Ко всем этим льготам следует приплюсовать легкость и комфортность сервиса, отсутствие даже намека на коррупцию и бюрократическую волокиту, полную безопасность, чистоту, комфорт, удобное местоположение на перекрестке основных автострад, готовность городских властей развивать транспортную инфраструктуру за муниципальный счет и в итоге, как надеются инициаторы, через год-полтора в Грузии появится торговый центр регионального масштаба, притягивающий бизнесменов и покупателей не только из регионов страны, но и соседних государств.
Первая свободная экономическая зона в Грузии
Георгий Калатозишвили, Тбилиси
36680 просмотров