Сотрудники абхазских санаториев «Гагра» и «Гудаутский» получили уведомление о ликвидации санаторно-курортного комплекса «Южный», который числится на балансе Минобороны России. Таким образом, вслед за 1300 сотрудниками санатория «Сухуми», закрытого на ремонт в 2011 году, работники еще двух абхазских коллективов лишаются российских зарплат и других доходов, которые им приносила работа на курортных объектах.
В Грузии, где внимательно следят за развитием событий, считают, что так Москва наказывает Сухуми за несговорчивость при решении некоторых проблем двусторонних отношений.
Официально, закрытие санаториев «Гагра» и «Гудаутский» в Абхазии комментируют с неохотой. Сказывается взаимная осторожность и соображения «невыноса мусора из избы двусторонних отношений», правила игры, сформированные после признания Россией независимости Абхазии. Когда в прошлом году Минобороны РФ решило закрыть «на ремонт» главный санаторный комплекс республики – «Сухуми», информация первоначально тоже распространялась лишь в интернете, но затем полностью подтвердилась. Все три санатория переданы (в пользование, но не в собственность) Минобороны РФ согласно российско-абхазскому Договору о военных базах РФ в Абхазии. Один из пунктов документа гласит: «РФ имеет право за свой счет проводить капитальный ремонт, усовершенствование, реконструкцию и снос находящегося в ее пользовании недвижимого имущества и осуществлять на земельных участках, находящихся в пользовании российской стороны, капитальное строительство».
России также принадлежит право собственности на недвижимость, приобретенную или построенную РФ на территории Абхазии для функционирования военной базы. «В последнее время заметна тенденция оттеснения собственно абхазов от управления ключевыми ресурсами, – рассказал «ВК» эксперт по вопросам Абхазии Гия Ломия. – Это особенно заметно на границе (имеется в виду граница между Грузией и Абхазией по реке Ингури – «ВК»), где раньше всем заправляли абхазские службы, а сейчас их практически не видно – их место повсеместно заняли российские пограничники».
В прошлом году в преддверии курортного сезона Минобороны РФ объявило, что сотрудники «Сухуми» увольняются до завершения капитального ремонта. Митинги уволенных у здания парламента и у самого санатория (где в то время размещалось посольство РФ) ни к чему не привели. Депутаты абхазского парламента лишь туманно намекали, что Москва недовольна отказом абхазского парламента ратифицировать договор о базах, подписанный президентами двух стран 17 февраля 2010 года. Однако 27 декабря 2011 года парламент Абхазии ратифицировал договор «Об объединенной военной базе РФ в Абхазии» и у Москвы, казалось бы, нет повода для недовольства. Впрочем, эксперты указывают на другие неафишируемые противоречия между Россией и Абхазией. «Абхазские власти так и не вернули квартиры тысячам русских, которые покинули республику в 1990-е, но захотели вернуться после признания РФ ее независимости, – заявил «ВК» независимый эксперт, обозреватель газеты «Иверони» Зураб Гогоберидзе. – Кроме того, Москва явно недовольна тем, что абхазские власти не продают землю и лучшие курортные объекты российскому бизнесу, который готов инвестировать миллиарды долларов, но с условием, что Абхазия во всех смыслах превратится в продолжение Большого Сочи». Но такая перспектива самих абхазов не прельщает».
Не исключено, что за решением Минобороны действительно стоят интересы российского бизнеса. «Вопреки широко распространенному мнению, тут нет никакой политики, – убеждал «ВК» депутат верховного совета Абхазии (в изгнании) Тамаз Хубуа. – Просто санаторий «Гагра» очень лакомый кусок, и он, по всей видимости, приглянулся какому то российскому богатею».
По другой версии, решение Минобороны РФ объясняется военно-стратегическими соображениями. «Российскому генералитету глубоко безразлична судьба безработных и, в целом, общественное мнение маленькой Абхазии, – сказал в беседе с «ВК» бывший председатель Верховного совета Абхазии (в изгнании) Тимур Мжавия. – Они продолжают милитаризацию Абхазии, чтобы помешать вступлению Грузии в НАТО. Не исключено, что санатории будут переоборудованы для размещения военнослужащих».
При рассмотрении экспертных мнений, не стоит пренебрегать простым (до гениальности) философским принципом «бритвы Оккама», когда самое простое объяснение и является верным. А самое простое объяснение состоит в том, что Минобороны России хотело бы получить санатории в собственность, поскольку вложения миллиардов в ремонт и модернизацию чужой собственности противоречит элементарной логике, а считать научились и в высшей иерархии российского генералитета. А начало (без перспективы завершения до решения основного вопроса) – есть ни что иное как форма давления на собственника – абхазское государство.
Так или иначе, в случае закрытия всех санаториев, переданных на баланс Минобороны РФ, без работы в республике могут остаться от 2 до 3 тысяч человек. Вместе с семьями это составляет от 5 до 6 тысяч. Значительная часть населения Абхазии работает именно в санаторно-курортной сфере – практически единственной отрасли абхазской экономики, создающей рабочие места.
Минобороны РФ закрывает санатории в Абхазии
Георгий Калатозишвили, Тбилиси
30175 просмотров