Вестник Кавказа

Благодаря чему существует Грузия

Георгий Калатозишвили, Тбилиси - Мцхета
В этом году «Мцхетоба – Светицховлоба», считающаяся величайшим праздником Грузинской православной церкви, прошла по сути в новом городе. За последний год власти сделали превратили древнюю столицу Грузии, Мцхету, в современный, комфортный и привлекательный туристический центр. Все здания в городе (в том числе частные дома) не просто были отремонтированы и реставрированы за государственный счет, но приобрели вид роскошных вилл для миллионеров.

На самом деле жители Мхцеты, конечно, не богачи, но уже вполне могут оценить всю выгоду от нашествия туристов со всех концов света. Мцхета включена во все туристические программы. Причем департамент по туризму так постарался, что сумел подыскать азербайджаноязычного гида, который подробно рассказывал о храме Светицховели (главной достопримечательности города) гостям из соседней страны, где большинство жителей свободно говорит по-русски. Если бы я не расспросил самих туристов, то в подобное усердие чиновников Минэкономразвития было бы трудно поверить.

Светский праздник Мцхетоба с благосклонного согласия Католикоса-патриарха Грузинской православной церкви проводится в день религиозного праздника Светицховлоба - в честь самого важного христианского храма Грузии, расположенного в долине, где сливаются «обнявшись, будто две сестры, струи Арагви и Куры». Над долиной, красота которой вдохновила Михаила Лермонтова рассказать судьбу Мцыри, царит еще одна величественная древняя церковь – Джвари, построенная в VIII веке на горе, рассекающей две главные грузинские реки.

С храмом Светицховели связаны две прекрасные легенды. Одна из них гласит, что жителя Мцхеты, евреи Элиоз и Лонгиноз оказались свидетелями распятия спасителя в Иерусалиме и привезли с собой его одеяние. Сестра Элиоза Сидония с плачем и стенанием прижала одеяние («кварти») Христа к груди и умерла. Над ее телом немедленно появился столб света, устремленный в высь. Так появилось название «Светицховели» (животворящий или светящийся столб). Узнав о произошедшем, Царь Адирк распорядился построить в Мцхете, на месте гибели Сидонии, молитвенный дом, а поскольку одеяние Христа никак не смогли вырвать из рук мертвой Сидонии, их похоронили вместе.

После объявления в Грузии христианства государственной религией (337 год) на этом месте появилось сначала небольшая деревянная церковь, потом каменная базилика. В XI веке царь Георгий I Багратион решил построить величественный храм Светицховели, поручив это безвестному архитектору Георгию Арсукидзе. Творение Арсукидзе превзошло все ожидания, вызвав зависть его врагов и самого царя. Монарху донесли, что в неслыханной гордыне Арсукидзе расписал храм сценой библейской притчи борьбы Иакова с господом. Причем Иакова он наделил своим лицом. Разгневанный царь распорядился разрушить храм и отсечь у мастера правую руку. Католикос Мелхиседек, сумел спасти храм своим авторитетом и влиянием на светские власти, но не пожелал защитить «богохульника» Арсукидзе. Архитектору отрезали правую руку, и он умер. Классик грузинской литературы Константин Гамсахурдиа описал эту печальную историю в романе «Десница великого мастера».

Храм много раз восстанавливали после разрушительных нашествий. Во время одной из таких реконструкций на северном фасаде появилось рельефное изображение руки со строительным инструментом и надпись «Рука раба божьего Арсукидзе. Помилуйте». Она до сих пор отчетливо видна под центральной аркой, на высоте в тридцать метров от земли.

Светицховели – кафедральный собор, поэтому службу в праздничные дни проводит сам Католикос-патриарх Грузии. А после ее завершения начинается народный праздник «Берикаоба», который по своему духу и карнавальности напоминает российскую масленицу. Ряженные (берика), переодетые в зверей и героев народных сказок, на этот раз веселили публику с использованием всех современных технологий, применяемых во время масштабных шоу с участием тысяч людей. На улицах, прилегающих к храму, накрыли столы, сельчане устроили выставки–продажи, украшая свои уголки цветами и фруктами. На прилавках - чурчхела, назукеби, пеламуши, тклапи и другие лакомства грузинской кухни, а также сувениры, изготовленные из привычных сельских материалов – речных камней, дерева и соломы.

Тут же устраивается «доги» - гонка на лошадях для всех желающих, в том числе туристов. Продавать алкоголь (кроме легкого пива) строго запрещено. В этом церковные и светские власти единодушны. Разногласия между ними возникли по другому поводу: около Светицховели традиционно много нищих, просящих подаяния. Многие из них выглядят вполне работоспособно, и власти попытались было навести порядок, чтобы не смущать туристов, но столкнулись с категорическим запретом Католикоса, заявившего, что подаяние в день «Светицховлоба» - важнее и священнее для сохранения самой сути и духа великого религиозного праздника. Илья II неоднократно говорил, что Светицховели – величайшая святыня грузинской земли и если, несмотря на ее историю, Грузия все еще существует, то это лишь благодать духовного подвига святой Сидонии и одеяния спасителя, который покоится в этой земле.
20715 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября