Вестник Кавказа

Три составные части предвыборной ситуации в Южной Осетии

Алексей Власов
В середине ноября в Южной Осетии состоятся президентские выборы. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что за сравнительно небольшую историю молодого государства это будет одна из самых конкурентных кампаний. На этих выборах происходит обновление повестки дня для южноосетинского общества, появляются новые политики, которые будут достойно представлять народ Южной Осетии. Неизменным остается только один фактор, оказывающий значительное воздействие на ситуацию в республике - это безусловные симпатии, которые испытывает население к России. По данным последних социологических опросов более 90% населения Южной Осетии поддерживает идею тесной интеграции с Российской Федерацией.

В то же время и в самой России с большим вниманием наблюдают за процессом становления южноосетинской государственности, а потому ход президентской кампании находит отражение в российских СМИ, его анализируют ведущие эксперты.

Наряду с положительными моментами, свидетельствующими о росте политической культуры, обращает на себя внимание навязчивое стремление некоторых политических сил разыграть так называемую «российскую карту», опираясь на фактор популярности "большого соседа" и руководителей России в местном обществе. Нечто подобное мы наблюдали и в других странах постсоветского пространства, но именно в Южной Осетии эта тенденция просматривается наиболее рельефно.

В ряде случаев политики, заявляющие о «тесных связях» с Кремлем, едва ли могут опираться на конкретные факты, а скорее выдают желаемое за действительное. Как, например, одна из самых колоритных фигур в Южной Осетии Дзамболат Тедеев. С его именем связан громкий скандал, возникший после того, как Центризбирком отказал кандидату в регистрации. Ситуация накалилась до такой степени, что нельзя было исключать открытого вооруженного противостояния. Между тем, президент РЮО Кокойты достаточно точно оценил ситуацию: «Я считаю, что ЦИК принял правильное решение. Тедеев не является гражданином Южной Осетии, и хотя по рождению он имеет на это полное право, господин Тедеев никогда не обращался к властям Южной Осетии с просьбой предоставить ему гражданство. А паспорт, который он представил в ЦИК, никогда не выдавался ему МВД Южной Осетии». Надо сказать, что Верховный суд также признал правоту решения республиканского ЦИКа.

Примечательно, что оказавшись в положении фактической изоляции, господин Тедеев предпочитал давать интервью не южноосетинским и российским СМИ, а использовал для трансляции своего мнения западные и грузинские каналы информации. Судя по заявлениям южноосетинских властей, никто не собирался штурмовать его дом или предпринимать какие-либо другие силовые меры, но понятно, что Тбилиси охотно распространял совсем другие версии.

Не менее загадочна ситуация и с Осетинским народным фронтом, представители которого также заявляют о том, что эта структура пользуется «безусловной поддержкой» со стороны высшего руководства России. Один из кандидатов в президенты республики, председатель государственного комитета информации, связи и массовых коммуникаций Южной Осетии Георгий Кабисов на днях заявил о поддержке идей и целей Осетинского народного фронта в составе Общероссийского народного фронта Владимира Путина — Интернациональной России. На первый взгляд, кажется, что созданная менее месяца назад организация Осетинский народный фронт не принимает непосредственного участия в избирательной кампании. Однако, по мнению южноосетинских экспертов, это и есть истинная цель новорожденной структуры, политтехнологический прием для быстрой раскрутки одного из кандидатов. Чего проще – поставить избирателя перед простым вопросом – «Ты – за Россию? Ты – за Путина? Ты – за Осетинский народный фронт? Значит, ты за … (нужную фамилию вписать)» Вот и замкнулась цепочка.

А можно реализовывать пиар-проекты еще более простым способом – запустить информацию о том, что южноосетинская делегация намерена посетить 15 октября одно из мероприятий Общероссийского народного фронта, которое будет проводиться в одном из самых фешенебельных и дорогих отелей Москвы. Проблема только в том, что в координационном совете Фронта эту новость восприняли, мягко говоря, с большим удивлением, так как мероприятий такого рода не планировали. Ситуация становится трагикомичной из-за того, что в Общероссийском народном фронте ничего не слышали об инициативах «Интернациональной России» или «Осетинского народного фронта «Россия – Осетия» Общероссийского народного фронта Владимира Путина – Интернациональной России», равно как и о самой этой организации (или организациях).

Понятно, что такие «проекты» конструируются скандально известными у нас и вне нашей страны российскими политтехнологами, которые уже показали предел своих возможностей во время недавней избирательной кампании в Абхазии, а теперь пытаются организовать повторение пройденного на выборах в Южной Осетии. Другой вопрос, что подобные шаги вызывают не только закономерное удивление, но и в каком-то смысле играют против самого бренда «народный фронт», который сейчас активно используется во многих странах постсоветского зарубежья как важный инструмент сближения с Россией. Так стоит ли разменивать серьезное дело на политтехнологические игры? И как потом, когда правда об этом проекте станет достоянием общественности, эти политтехнологи будут смотреть в глаза уважаемому в республике Тарзану Кокоеву?

Наконец, еще один кандидат в президенты – Анатолий Бибилов, который является кадровым военным, генералом и последние годы занимает пост министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РЮО. Судя по отзывам из Минобороны и других силовых структур России, этот человек пользуется уважением в российской военной элите. Именно Бибилов встречался с высшими официальными лицами России, обсуждал свою предвыборную платформу, в которой содержится немало важных инициатив. Судя по отзывам российских СМИ, позиция Бибилова поддержана руководством России. Особо хотелось выделить эти слова кандидата: «Мы строим государство на демократической основе. Крайне важно, чтобы в этот процесс были вовлечены все наши граждане. Каждый должен чувствовать себя нужным своей стране. Каждый должен внести свой личный вклад в благополучие и процветание нашего отечества, в будущее наших детей, осознать свою личную ответственность и ощутить гордость за достигнутые успехи. Только тогда, когда отдельно взятый житель республики лично примет участие в строительстве и созидании, когда каждый спросит себя «Что я сделал для своей Родины?», мы можем сказать, что начали движение вперед, и сломить подходы мирового сообщества к оценке легитимности суверенитета Южной Осетии». Эти простые, но важные слова вселяют уверенность в том, что в республике есть кандидаты, способные взять на себя весь груз ответственности за народ и страну.

Интересы России в Южной Осетии очевидны. Москва стремится к тому, чтобы маленькая республика стала своего рода зеркалом социального, экономического, политического успеха на Южном Кавказе, доказала не на словах, а на деле свою состоятельность как независимое государство. Одним из важнейших условий достижения этой цели является сохранение политической стабильности. А значит, Россия поддержит любой выбор южноосетинского народа, но при этом исключительно важно, чтобы политическая борьба в республике не выходила за рамки определенных правил, не приводила к системной дестабилизации. А именно к этому и могут привести чрезмерные амбиции некоторых «политиков» и неразумные советы политтехнологов-гастролеров.
20805 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября