Власти Армении - АНК: Диалог или переговоры?
Давид Степанян, Ереван
Президент Армении Серж Саргсян 17 июня выступил с заявлением относительно диалога с внепарламентской оппозицией в лице Армянского национального конгресса. Данное заявление президента было озвучено на фоне продолжающейся внутри армянского общества дискуссии, о том к чему может привести данный диалог, и не является ли он залогом капитуляции АНК выступавшего до сегодняшнего дня в качестве безальтернативного выразителя интересов народа. И чем меньше времени остается до парламентских выборов, которые пройдут в республике в мае 2012 года, тем больше общество интересует вопрос, как и будет ли развиваться диалог между властями и оппозицией?
В своем заявлении президент посчитал движение вперед посредством диалога и обсуждений – "единственным логичным и приемлемым путем для сил, живущих заботами армянского народа и думающих о развитии Армении". Поскольку, все другие пути чреваты серьезными опасностями и неизбежными потерями. По словам Саргсяна, инициатива диалога с Армянским национальным конгрессом также принадлежит властям, причем процесс был инициирован ими не вследствие давления с какой-либо стороны, "как пытаются представить отдельные, смущенные этим диалогом, силы", а вследствие глубоко осознанной убежденности властей. Саргсян, в целом, позитивно оценил работу последних месяцев с АНК, выразив надежду на обоюдное понимание необходимости совместными усилиями сохранять и вести вперед начатый процесс. "С этой точки зрения самый важный принцип ясен: ультиматумы недопустимы, говорить друг с другом языком ультиматумов - стиль действий, ведущий в никуда. А попытки превратить диалог в переговоры просто неприемлемы", - заявил президент Армении.
Единственным ответом АНК на выпад президента, пока что стало опубликованное буквально через полчаса после заявления Саргсяна заявление, в котором ввиду двусмысленности и размытости, содержащихся в нем формулировок, отмечалась необходимость обсуждения озвученных президентом тезисов в региональных структурах АНК. При этом, несмотря на проявленную АНК довольно неожиданную оперативность, по всей видимости, заявление Саргсяна стало для Конгресса довольно неприятным сюрпризом. В этой ситуации, несмотря на упорное молчание конгрессовцев, там явно не довольны мыслями Саргсяна, поскольку, судя по их предшествовавшим заявлениям, в АНК явно ожидали заявления совершенно иного рода. Таким образом, причиной молчания АНК является что угодно, но уж точно не двусмысленность и размытость, содержащихся в заявлении президента формулировок.
В целом, заявление президента было встречено и прокомментировано в республике, как это ни странно, двояко. В принципе, оно явно не стало сюрпризом и не принесло ничего нового для людей в той или иной степени вовлеченных в политические процессы в республике. Более того, анализ предшествовавших комментариев и мнений из различных политических лагерей предполагал примерно такой ответ на выпады АНК. Еще за неделю до заявления Саргсяна руководитель президентской администрации Карен Карапетян, заявив о готовности правящей коалиции к эффективной работе со всеми политическими силами страны, подчеркнул, что власти давно ведут диалог со всеми политическими силами Армении, поэтому говорить о его начале, по меньшей мере, неосмотрительно. Вместе с тем, Карапетян особо отметил, что власти Армении считают формирование делегаций и обсуждение с АНК вопроса проведения внеочередных выборов неприемлемым.
Руководитель фракции оппозиционной партии "Наследие" Степан Сафарян вообще охарактеризовал диалог между АНК и властями как имитацию. По словам, политика, в реальности, диалог является лишь прикрытием некой договоренности уже достигнутой между властями и АНК по поводу распределения мест в парламенте после подведения итогов выборов в 2012 году. В свою очередь внутри правящей Республиканской партии Армении циркулируют мнения, согласно которым диалог властей лишь с какой-либо отдельно взятой оппозиционной силой, пусть даже и с АНК будет неверно воспринят обществом и снизит уровень доверия, в первую очередь к РПА.
На деле представляется, что президент Саргсян, оставив дверь для диалога полуоткрытой, и выступив за диалог с АНК, категорически отверг мысль об обсуждениях в ходе этого диалога требования оппозиции о проведении в республике внеочередных парламентских и президентских выборах. Саргсян предельно ясно дал понять, что он не приемлет идею АНК о формировании делегаций переговорщиков со стороны АНК и РПА. Подчеркнув,
что в понимании власти речь идет лишь о диалоге, который инициировала власть, президент дал понять, что в таком диалоге о переговорах не может быть и речи. Учитывая интересы президента и интересы возглавляемого им лагеря власти, им может быть выгоден именно такой диалог, но уж никак не переговоры по принципу равный с равным.
В то же время, диалог в том смысле, в каком воспринимает его власть, уж точно не исходит из интересов политиков, собравшихся в АНК. Конгрессу нужны именно переговоры с полярными четко выраженными сторонами. В то время, как президент указал на то, что возглавляемая им власть и АНК не только не являются полюсами, но и не могут ими быть чуть ли не по определению, поскольку Армения является однополюсной страной. В преддверие предстоящих в республике парламентских выборов заявление президента обрастает неподдельным смыслом, поскольку, нивелировав амбиции АНК и сведя их в плоскость диалога, Саркисян предпринял очередную попытку уничтожить фактор АНК, как доминирующую политическую оппозиционную силу в Армении. Именно поэтому сама мысль о диалоге начисто убивает мысль о проведении внеочередных выборов. Поскольку о внеочередных выборах можно вести переговоры, но уж точно не диалог, который может происходить лишь вокруг экономических, внутригосударственных проблем, в то время как переговоры, как минимум, предполагают наличие равнозначных политических сил.
Таким образом, теоретически АНК изначально следовало требовать именно переговоров, поскольку поддержав предложение властей о диалоге, Конгресс отступил от своих ранее заявленных радикальных позиций. Тем самым, возглавляемая Левоном Тер-Петросяном сила изменила отношение той части общества, которая ранее ей симпатизировала, даже не принимая активного участия в акциях и митингах АНК. В результате всех последних политических пертурбаций, когда изменилась и ее логика, и атмосфера, и численность сторонников, пролевоновская оппозиция оказалась в довольно двусмысленной ситуации.
Более того, существующего сегодня потенциала АНК явно хватает лишь на диалог, но уж никак не на переговоры с властями, обладающими существенными административными и политическими ресурсами. Это объясняется тем, что у АНК для этого уже нет соответствующих политических ресурсов в виде доверия огромной протестной части населения Армении. По логике событий, АНК сегодня не остается ничего иного как войти в дверь, которую президент оставил полуоткрытой, продолжив диалог с властями. Конгресс и так уже более чем вовлечен в процесс, от которого обратной дороги для него уже нет. Таким образом, главным вопросом, возникшим из всей сложившейся ситуации, является то, чего всем этим добивается Левон Тер-Петросян, поскольку именно он самолично рулит Конгрессом. Благо с властями все более или менее понятно.
Инициированный ими диалог с АНК преследовал цель ослабить в то время еще радикальную оппозицию, что президенту Саргсяну более чем удалось. Учитывая богатый опыт действующего президента по ослаблению и стравливанию оппозиционных партий, это не вызывает удивления. В свое время, инициировав сотрудничество с оппозиционной партией "Национальное единение", Саргсян в течение одного года превратил ее в политического маргинала. В 2008 году нечто подобное произошло с партией "Оринац еркир", лидеру которой в результате этого сотрудничества пришлось довольствоваться должностью секретаря Совбеза вкупе с кличкой предателя.
На этом фоне, предполагать, что экс-президент Армении, ученый, интеллигент, человек тысячами невидимых нитей связанный с различными геополитическими центрами мира, сможет довольствоваться постом министра от возглавляемой им парламентской фракции в количестве 20 человек явно не приходиться. В реальности, все намного сложнее. Политические махинации действующего и первого президента Армении, по всей видимости, имеют иностранных, предположительно заокеанских спонсоров, с подачи которых по неизвестным причинам, собственно, и был инициирован этот процесс. Теперь же, опять-таки по неизвестным причинам, процесс был ими же приостановлен. На какой промежуток времени, остается лишь гадать. Одно сегодня более чем ясно – последнее слово в этом диалоге или переговорах будет сказано еще до подведения итогов парламентских выборов в Армении мая 2012 года.
18825 просмотров