В Чечне идет масштабная популяризация идей почитаемых в народе эвлия (святых). К ним относят людей, которые проявили себя сторонниками мирной и созидательной жизни, призывали к отказу от военных действий, непротивлению злу. Наиболее известные эвлия жили в Чечне в XVIII-XIX вв., в разгар Кавказской войны.
Одним из таких пацифистов не только в Чечне, но и в других северокавказских республиках считается шейх Кунта-Хаджи Кишиев, родившийся в горном чеченском ауле Исти-Су (Мелча-Хи) примерно в 1830 году. Как пишет автор книги "Шейх Кунта-Хаджи. Жизнь и учение" Вахит Акаев, будучи выходцем из беднейшей части чеченцев, на земле, где шла кровопролитная война, он пытался установить духовное братство, социальное равенство, добивался выполнения этой программы всем своим существом, высоконравственными поступками, силой слова, духа. Успех в борьбе с социальным злом он видел не в применении силы, а в нравственном самоочищении, возвышении, взаимной поддержке горцев, вечном поиске Бога. Строгий аскетический образ жизни, глубокая набожность, желание облегчить людские страдания, привлекали на сторону шейха наиболее пострадавших в войне чеченцев.
Сегодня множество духовных последователей Кунта-Хаджи живет в Ингушетии, Дагестане и других республиках, где он проповедовал. Известна история, как с помощью святого Кунта-Хаджи в Ингушетии произошла победа ислама над язычеством. По рассказам, имам Шамиль со своим войском трижды пытался покорить Ингушетию и трижды отступал после неудачных походов. Однако когда в 1847 году в Ингушетию прибыл святой шейх, ингуши покинули свои жилища, оставили все дела и заботы и вышли навстречу святому устазу (учителю). Произошло это в районе современной станицы Ассиновской, где в то время располагались хутора ингушей-орстхойцев Галаевых, Цечоевых, Белхороевых, Булгучевых и Боковых.
С годами проповедческая деятельность святого послужила тому, что вокруг него постепенно сплотились мюриды – ученики. Все больше и больше горцев постигало ислам через проповеди Кунта-хаджи. Лучшие из них становились мюридами. Учение устаза по сей день широко используется, а его именем в современной Чечне названы улицы и социальные учреждения. Открытый в прошлом году единственный на Кавказе Российский исламский университет (РИУ), расположенный в Грозном, был назван именем Кунта-Хаджи Кишиева. В РИУ ведется подготовка специалистов, обладающих высшими духовными и светскими знаниями на уровне университетского образования. Этим летом имя святого было также присвоено реконструированному району в чеченской столице. После официального его открытия состоялся религиозный обряд, в котором приняли участие более 1000 последователей Кунта-Хаджи Кишиева. Кроме того, в Турции идут съемки художественно-документальной картины о шейхе Кишиеве. Созданием фильма занялся один из турецких режиссеров, а для участия в картине из Чечни в Турцию выехала группа мюридов. В сюжетной линии будущей картины присутствует фрагмент, посвященный недавнему обнаружению в турецком селении Мерджин могилы Мовсара-хаджи Кишиева – старшего брата и сподвижника Кунта-хаджи. Этот факт стал сенсацией в религиозной жизни Чечни. Могила Мовсара-хаджи более 100 лет была местом паломничества жителей турецких провинций, а на родине Кишиева узнали о ней из рассказов потомков чеченцев, эмигрировавших в Османскую империю в XIX веке.
Имена святых увековечены и чеченскими зияртами. Много лет назад эти специальные сооружения были воздвигнуты над могилами устазов, чтобы люди смогли прийти сюда и провести время в молитвах. Для традиционного ислама Северного Кавказа, в особенности для ингушей, чеченцев, лезгин, аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, а также для многих мусульман суфийской направленности во всем мире, термин «зиярт» означает хождение к святым и почитаемым местам, а также само обозначение этих святых мест.
Как рассказал ВК заместитель муфтия ЧР, сегодня в республике реконструировано все 56 зияртов. Реставрационные работы святых мест начались несколько лет назад за счет средств Регионального общественного фонда им. Ахмада Кадырова. Для этого специалисты комитета по архитектуре и градостроительству республики разработали программу и создали проект, по которому помимо муниципальных сооружений преобразовывались и зиярты. Реставрация одного из таких мест в селе Автуры Шалинского района была закончена в прошлом году. Святыня была построена еще в 1918 году на месте захоронения великого святого Боматгари-хаджи, который жил и проповедовал в этом селе в конце XIX - начале ХХ века. К реставрационным работам святыни были привлечены архитекторы из Азербайджана и специалисты по отделке из Дагестана. На открытии святыни был зачитан указ президента Чечни о переименовании одной из самых крупных грозненских улиц Первомайской в улицу им. шейха Али Митаева (сына Баматгери Митаева).
Святые места восстановлены и в труднодоступных районах Чечни. В приграничном с Дагестаном селе Зандак находится культовое сооружение видного богослова шейха Гази-хаджи, который умер в Саудовской Аравии во время совершения Хаджа и похоронен там же. «Хотя зиярт его имени находится в горной местности, поток паломников к нему не иссякает», - говорят богословы. В народе Гази-хаджи известен тем, что отказался мстить убийце своего сына. К такому решению Гази-хаджи пришел после беседы с кровником. Тот искренне раскаялся в содеянном и, потеряв интерес к жизни, сам готов был умереть. В ответ Гази-хаджи заявил о снятии кровной мести с убийцы и предоставил ему дом своего погибшего сына.
Недавно в Чечне начались съемки короткометражных фильмов о жизни святых. Режиссер, руководитель первого и единственного в Чечне молодежного театра «Серло» Хава Ахмадова говорит, что в основу сюжетов будут положены реальные события. Первая картина посвящена богослову Гази-Хаджи – Зандакскому. По словам заведующего литературной частью молодежного театра, народного писателя ЧР Мусы Ахмадова, в народе этот святой известен под именем “Гази-Хаджи, сломавший хребет шайтану”. «Он простил преступника не потому, что посчитал зло, совершенное им, оправданным. Приговор над ним он оставил за все видящим и все знающим Богом, который и есть Высшая Справедливость; а себе своим безграничным терпением он искал награду у Бога», - отметил писатель.
Миротворцы Чечни
Тимур Уцаев, Грозный
23615 просмотров