Вчера на Гайдаровском форуме – 2016 «Россия и мир: взгляд в будущее», организованном Российской академией народного хозяйства и государственной службы при президенте (РАНХиГС), выступил премьер Дмитрий Медведев. Он признал, что сегодня в условиях кризиса необходимы реформы, а реформы – это всегда больно. Однако откладывать жизнь до лучших времен тоже не выход. «Мы начали 2015 год с колебаний курсов валют, с мрачных прогнозов об экономическом падении, слышали даже обещания извне порвать в клочья нашу экономику, однако ничего этого не случилось. Мы смогли выстоять, ситуация в экономике управляемая, наблюдаются позитивные тенденции. Так, Россия входит в десятку стран с наименьшим государственным долгом и наибольшими золотовалютными резервами. Бегства от рубля не произошло, снизился отток капитала», – подчеркнул Медведев и назвал три важных фактора, которые позволяют говорить о стабильной ситуации в экономике. Среди них – стабильная работа банковского сектора и восстановление кредитной активности, сбалансированный бюджет, несмотря на отток нефтегазовой ренты.
Между тем, как заявил перед началом форума член президиума Экономического совета при президенте, ректор РАНХиГС Владимир Мау, российская экономика далеко не худшая в мире: "Bloomberg объявил российскую экономику одной из худших. По какому параметру она одна из худших? Если по золотовалютным резервам, то ситуация у нас неплохая. Если по инфляции, то инфляция будет существенно снижаться. Если по бюджетному дефициту, то даже если он несколько вырастет, то он будет все равно существенно ниже, чем в целом ряде других стран. Так, в Саудовской Аравии он составит, по последним оценкам, примерно 20% ВВП. У нас даже в худший период 1990-х годов не было такого бюджетного дефицита. Государственный долг в России составляет 15%, внешний порядка 2% ВВП - он исчезающий. Безработица почти на уровне США, она ниже, чем в Европе".
Зависимость от колебаний цен на нефть, неопределенность развития и неясные перспективы роста Мау считает главными проблемами российской экономики. "Нас не объявляли худшей экономикой в 2009 году, хотя спад ВВП был около 8%. В 2015 спад был 3,8%. Очевидно, что в 2016 году он будет на уровне нуля. В минувшем году на те вызовы, с которыми сталкивалась российская экономика, мы ответили гораздо лучше, чем это ожидалось в конце 2014 года. Ожидания конца 2014 года были просто катастрофическими. Ожидания популизма, ожидания расходования резервов на поддержание курса, ожидание бесконтрольного роста бюджетного дефицита были достаточно высоки. У нас бюджетный дефицит в минувшем году был 1,5%. Не так много стран, которые себе это позволяют. У нас сохранились резервы, хотя мы за это заплатили колебаниями валютного курса", - заявил эксперт.
Ему кажется, что готовность правительства пожертвовать текущей популярностью ради долгосрочных факторов устойчивости достойна уважения. "Не так много властей готовы принести текущие проблемы в жертву долгосрочной устойчивости. В этом смысле у нас были очень позитивные результаты", - уверен Владимир Мау.