Национальное Собрание Армении приняло закон, направленный на борьбу с организованными преступными группировками и их лидерами, так называемыми ворами в законе. На какое-то время дискуссия по этому вопросу, сопровождаемая драками, криками и ругательствами, создала в парламенте атмосферу, в которой ворам в законе было бы вполне комфортно.
Eurasianet в материале Armenia takes on “thieves in law” пишет, что законопроект был принят на этой неделе путем партийного голосования: ”за” проголосовала правящая фракция ”Мой шаг”, депутаты от ”Процветающей Армении” проголосовали против, а депутаты ”Просвещенной Армении” воздержались.
Россия принял аналогичный закон в 2019 году, а Грузия -в 2004 году, усилив его в 2018 году.
Закон повторяет аналогичное законодательство, принятое в постсоветских государствах, в том числе в Грузии и России. Теперь создание или руководство преступной группировкой в Армении считается преступлением, наказуемым тюремным заключением на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества. Формулировка ”преступная группировка” достаточно обширное и позволяет производить аресты, даже если подозреваемые не совершили фактического преступления.
В хаосе 1990-х годов в Армении произошел расцвет организованной преступности. И хотя сегодня ситуация несколько улучшилась, лидеры организованной преступности по-прежнему имеют влияние в Армении и внушают страх. Убийство Андраника Арутюняна, известного как Андик Массивский (по названию района в Ереване), стало одним из наиболее резонансных преступлений прошлого года.
Премьер-министр Никол Пашинян неоднократно заявлял о необходимости обуздать преступные группировки. На пресс-конференции в июле прошлого года он жаловался на то, что воров в законе обычно считают честными людьми, но ”людей, которые заказывают убийства и занимаются воровством”, не за что уважать. ”Эту субкультуру необходимо уничтожить, поскольку из-за нее возникает множество проблем, в том числе и политических”, - сказал премьер. В августе, после того как правительство одобрило законопроект, он Пашинян заявил: ”Люди, принадлежащие к данной субкультуре, считают тюрьму своим домом, и по новому закону они отправятся домой. Это серьезная проблема, и я должен признать, что наши правоохранительные органы не могут ее решить”.
В ноябре СМИ писали, что воры в законе организовали митинг в курортном городе Цахкадзор, причем одним из пунктов повестки дня была кампания Пашиняна против их культуры. Эти люди пользовались даже политической поддержкой. Депутат ”Процветающей Армении” Вардан Гукасян заявил в ноябре, что уважает воров в законе и не нужно им мешать.
Когда в конце января законопроект был вынесен на обсуждение в парламенте, ”Процветающая Армения” в очередной раз выступила против него. Депутат Геворг Петросян заявил, что принадлежность к какой-либо группировке не должна расцениваться как преступление. Независимый депутат Арман Бабаджанян призвал партию извиниться за подобное замечание. Затем произошла ссора, в результате которой между депутатами ”Процветающей Арменией” и другими народными избранниками завязалась потасовка. Спикер парламента Арарат Мирзоян упрекнул депутатов ”Процветающей Армении” в желании устроить разборку (он использовал именно русское слово ”разборка”, означающее выяснение отношений на воровском сленге). Спикер приостановил действие парламентских привилегий для четырех членов ”Процветающей Армении” на сутки.
Другая оппозиционная партия - ”Просвещенная Армения” - заявила, что законодательство не будет действенным. ”Такой закон не сможет одержать победу над криминальными субкультурами, поскольку вызовет правовые проблемы при его применении. - сказал лидер партии Эдмон Марукян. - С преступными субкультурами нужно бороться, укрепляя правоохранительные органы”.