В конце месяца государственный секретарь США Майкл Помпео нанесет визиты в Киев и Минск. И на Украине, и в Белоруссии не скрывают – гость ожидается чрезвычайный, и ожидается с чрезвычайным нетерпением. У бывших союзных республик схожие в общих чертах надежды – Помпео поможет в противостоянии (украинский случай) и разрешении противоречий (белорусский) с Россией. У Вашингтона одна главная цель всех остальных стоит – максимальное уменьшение влияния России повсеместно, максимальное усиление позиций США где возможно.
На Украину Майкл Помпео прибудет 30 января. Должен был приехать еще третьего, но по каким-то причинам визит был отложен и к тройке дописали ноль. Госсекретарь встретится с президентом Украины Владимиром Зеленским, министрами иностранных дел и обороны – соответственно, с Вадимом Пристайко и Андреем Загороднюком. Тема переговоров - Донбасс, украинско-российские отношения и реформы в Украине.
Украинская сторона не скрывает, что хочет обсудить с гостем возможные изменения в Минских соглашениях. Линия Киева проста: выполнению всех политических соглашений по Донбассу (амнистия, местные выборы, расширение полномочий местной власти) должно предшествовать выполнение соглашений, гарантирующих в этом регионе стабильность - выведение неукраинских военных формирований, контроль российско-украинского участка государственной границы хотя бы нейтральными силами. То есть ничего нового. Этого в свое время на посту президента добивался Петр Порошенко. Этого пытается добиться Владимир Зеленский. Но вот парадокс – то, чего пытались достичь бывший и нынешний президенты, вдруг показалось подозрительным правоохранительным органам Украины, затеявшим допросы Порошенко.
После завершения допроса экс-президент заявил, что ничего не понял в происходящем, вопросы следователи ему задавали какие-то бессмысленные, из чего он делает вывод: новая власть "заказала" прежнюю и налицо начало политической расправы. Но это, однако, примитивное объяснение происходящего, хотя безосновательным его не назвать. Давление нынешних на бывших вполне может иметь место. Более того может иметь и логическое объяснение.
Зеленский и его команда находятся под давлением. Уже вовсю звучат вопросы типа, где обещанная нормализация обстановки в Донбассе. Но попытки сдвинуть дело с мертвой точки путем каких-то "компромиссных действий", скажем, согласия на проведение местных выборов, разбиваются о неприятие этого компромисса задающими вопрос о прогрессе в деле урегулирования. Оппозиция, а команда Порошенко в первых рядах, предупредили власть: попытки сделать что-то на Донбассе до реализации части плана по гарантиям безопасности и стабильности вызовут в обществе такую реакцию, что Зеленскому мало не покажется. То есть по сути Порошенко и компания не дают Зеленскому выполнить то, что сами же в вое время подписали. Теперь обстоятельствами того подписания интересуются органы. Возможно, сами заподозрившие что-то неладное, а возможно и с подачи нынешней власти, пытающейся развязать себе руки и добиться движения в направлении урегулирования донбасского конфликта.
Понятно, что несвободной пока в решениях Украине нужен визит Майкла Помпео. Нужен и бывшей власти, надеющейся, что госсекретарь одним только намеком вернет им более комфортную среду политического обитания, не нарушаемую вызовам на допросы. Нужен и новой власти, надеющейся реализовать свои планы с одобрения американского тяжеловеса. В любом случае не стоит ожидать, что данная тема получит резонанс. Более того, обсуждаться она будет кулуарно, и о достигнутых по ней соглашениям можно будет судить по ходу развития ситуации.
Сам же Майкл Помпео в преддверии визита объявил, что едет в Киев для выражения поддержки суверенитету и территориальной целостности Украины, помня о том, что это государство добровольно отказалось от своих запасов ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности и обязательства США по оказанию посильной помощи в целях обеспечения мира и стабильности. Госсекретарь подчеркнул, что Киев оказался под мощным давлением Москвы еще при президента Бараке Обаме, и теперь Дональду Трампу приходится исправлять положение, делать то, что должен был делать бывший хозяин Белого Дома, но не сделал. По словам Помпео, Вашингтон уже предоставил Украине оружие оборонительного характера для укрепления обороноспособности, и продолжит оказывать помощь президенту Зеленскому в реализации его программы по искоренению коррупции и укреплению демократии.
В Минске - несколько другая тема, хотя также имеющая в основе противоречия с Россией. Затянувшийся нефтяной конфликт вопреки всем предсказаниям далек от завершения. Президент Белоруссии Александр Лукашенко в ходе недавней встречи с работниками одного из местных предприятий заявил, что все еще надеется найти решение в ходе переговоров с президентом России Владимиром Путиным. Но в то же время из его слов следовало, что положительное решение вопроса зависит и от многих людей, имеющих отношение к поставкам нефти в Белоруссию, заинтересованных в этом настолько, что их так называемый интерес обернулся тем, что российская нефть может начать поступать в Белоруссию по ценам выше мировых. Лукашенко отметил, что в конце прошлого года Путин, узнав об этом, был крайне возмущен, но "видимо, в дальнейшем что-то произошло, и ситуация все еще далека от разрешения". Белорусский лидер дал понять, что нежелание России идти навстречу союзной Белоруссии является давлением в интеграционных вопросах, но "я не позволю Белоруссии раствориться в России, пусть и союзной".
Лукашенко уже продемонстрировал, что собирается предпринять, если Москва продолжит упорствовать. По его словам, у Минска три варианта ответной игры: перейти на альтернативные поставки – Белоруссия через балтийские порты и по железной дороге уже получила первую партию норвежской нефти; запуск одной из веток нефтепровода "Дружба" в реверсном режиме и получение нефти из Польши, что одновременно снизит объем российского нефтяного экспорта; использование украинского трубопровода Одесса-Броды-Новополоцк для получения нефти с мирового рынка – это может быть нефть арабских стран, готовых, по словам Лукашенко, поставить столько, сколько захочет Минск.
Белорусский лидер сообщил и о контрмерах, которые готов использовать, если Россия не вспомнит о союзнических отношениях. Это может быть введение экологического налога на российскую транзитную нефть или повышение арендной платы для российских военных объектов, находящихся на территории Белоруссии.
Предстоящий визит Майкла Помпео Лукашенко, похоже, готов использовать в продавливании своих интересов. Он уже обратился к США с предложением наладить сотрудничество в энергетической сфере. Иначе говоря – предложил Вашингтону заняться поставками нефти в Белоруссию. Ход представляется беспроигрышным. Вашингтон может напрячься и решиться на нефтяное партнерство на условиях, устраивающих Минск, держа в уме уменьшение влияния России и усиление собственных позиций. В этом случае Москва, по замыслу белорусского президента, задумается над происходящим. Но если Вашингтон в этом вопросе начнет руководствоваться в первую очередь экономическими соображениями, тогда Лукашенко сможет набрать политических очков – при очередной критике Запада нарушений демократических стандартов в Белоруссии, заговорить о его – Запада - нерешительности или неспособности помочь, и о том, что одностороннего движения в политике не бывает.