Вестник Кавказа

Смерть Кутояна - свидетельство многолетней деформации Армении

Carnegie Еndowment
Смерть Кутояна - свидетельство многолетней деформации Армении

Бывший директор Службы национальной безопасности Армении 38-летний Георгий Кутоян, тело которого с огнестрельным ранением было обнаружено 17 января в его квартире, совершил самоубийство по личным мотивам, заявил председатель Следственного комитета Армении Айк Григорян. Однако Carnegie Еndowment в материале A Former Official’s Unsettling Death Exposes Armenia’s Lasting Trauma не исключает, что смерть была насильственной.

Восходящая звезда политики, 38-летний бывший начальник СНБ был найден женой с огнестрельным ранением в голову. С должности помощника бывшего президента Армении Сержа Саргсяна он дорос до поста главы службы национальной безопасности, который занимал до 2018 года. Однако армянская "бархатная революция" и последующий стремительный крах правительства Саргсяна оборвали его карьеру. Смерть Кутояна разделила общественное мнение и породила враждебность по отношению к армянской политике.

Узнав о смерти Кутояна, некоторые союзники бывшего правительства поспешили заявить о нечестной игре. Они критикуют нынешнего премьер-министра Никола Пашиняна за то, что он якобы не проявляет уважения к покойному и не выражает соболезнования его семье, однако премьер-министр (который бесцеремонно уволил Кутояна в 2018 году) категорически отрицает подобную критику. В глазах старого режима правительство Пашиняна мстительно и вряд ли проведет прозрачное расследование. Подобное осуждение подчеркивает недоверие оппозиции к правительству. Эта проблема существует в стране, независимо от того, кто ей руководит.

Правоохранительные органы Армении изначально утверждали, что Кутоян покончил с собой. Теперь следователи задаются вопросом, есть ли вероятность того, что Кутояна довели до самоубийства. Стены квартиры, в которой было найдено тело Кутояна, были изрешечены пулями.

Кутояна обвиняли в том, что покидая пост, он забрал документы, связанные с жестокими репрессиями против оппозиции в 2008 году. Но какого-либо наказания не последовало. Его смерть, однако, произошла в политическом контексте неистового стремления бывших правительственных чиновников найти свое место в новой Армении. При этом они часто оказываются под давлением следователей, даже если официальные обвинения против них и не выдвигаются.

Тревожные суициды

Еще более тревожным является тот факт, что бывший начальник полиции Айк Арутюнян в сентябре 2019 года, как сообщается, также покончил с собой, выстрелив в голову. Арутюнян возглавлял полицию во время жестокого подавления оппозиции в 2008 году, которое, предположительно, произошло по приказу тогдашнего президента Роберта Кочаряна. Арутюнян не был обвинен за участие в тех событиях, в отличие от Кочаряна и ряда других чиновников. Но перед смертью Арутюнян жаловался, что на него оказывают давление с целью дать ложные показания против Кочаряна.

22 января некто стрелял в окно судьи, который был назначен предыдущим правительством и вынес решения по нескольким громким и политизированным делам. 23 января было обстреляно здание, в котором находится офис Кочаряна и несколько лояльных ему СМИ. Кроме совпадения по времени неясно, связаны ли эти два инцидента, вызывающих беспокойство.

Попытка Армении убежать от своего прошлого 

За последний год было избито несколько членов бывшего правительства, а также ряд либеральных сторонников нового режима. Давление и прямое избиение политических противников в Армении не редкость: по сообщениям, в прошлом сентябре союзники Кочаряна преследовали судью, ведущего его судебный процесс. Страна печально известна политическим насилием, но продолжение этой тенденции в эпоху Пашиняна, как признает сам премьер-министр, вызывает беспокойство.

Тревожные привычки прошлого сохраняются и в других сферах. Правоохранительные органы порой кажутся политически мотивированными. Правительству Пашиняна не удалось сформулировать четкое обоснование в отношении судебного преследования представителей предыдущей системы. Хотя прокуроры взялись за Кочаряна мертвой хваткой, бывшего президента Саргсяна не беспокоили полтора года до предъявления обвинения в растрате в декабре 2019 года. Но никто не предъявляет обвинений Гагику Царукяну, самому богатому олигарху Армении, возглавляющему вторую по величине парламентскую фракцию и поддержавшему Пашиняна во время "бархатной революции". По сообщениям, прокуратура обвинила бывшего министра обороны Вигена Саргсяна в коррупции в конце сентября 2019 года, но загадочным образом закрыла его дело несколько недель спустя. Эти несоответствия ставят под сомнение приверженность правительства Пашиняна проведению прозрачных неполитизированных расследований. Помимо этого, в адрес правительства раздаются обвинения в давлении на судей в некоторых из этих случаев.

Плачевное состояние служб психологической помощи Армении

Какими бы ни были обстоятельства смерти Кутояна, она должна привлечь необходимое внимание к плачевному состоянию служб психологической помощи в стране, пережившей войну, принудительное перемещение, экономические беспорядки и политические потрясения. С учетом своей истории, Армения должна уделять должное внимание психическому состоянию населения.

Армянские официальные лица в ноябре признали, что дедовщина остается серьезной проблемой для армянских военных и причиной самоубийств солдат. По утверждению одного из парламентариев, от самоубийств или связанных с дедовщиной действий погибло больше солдат, чем было убито в бою.

Парламент поспешил исправить ситуацию, приняв закон о преследовании тех, кто доводит военнослужащих до самоубийства. Тем не менее уровень предоставления услуг по выявлению и лечению психических расстройств по-прежнему низкий. В армянской культуре считается постыдным признание наличия психических проблем. Обращающиеся за помощью часто оказываются в ужасающих условиях нереформированных психиатрических центров советского образца.

В 2016 году специальный докладчик ООН по физическому и психическому здоровью призвал Армению улучшить оказание психиатрической помощи, в том числе изменить отношение широкой общественности и медицинских работников к психическим заболеваниям, интегрировать услуги по поддержанию психического здоровья в первичную помощь и расширить общественную деятельность в рамках программы психического здоровья. Правительство Саргсяна создало несколько современных центров психического здоровья, но стране предстоит пройти долгий путь для удовлетворения потребностей тех, кто борется с депрессией, тревогой или другими психическими расстройствами.

Смерть Кутояна - трагедия не только для его семьи, но и для Армении в целом. Правительство Пашиняна приложило огромные усилия для улучшения управления и усиления веры в будущее страны. Но события прошедшей недели свидетельствуют о том, что еще предстоит проделать огромную работу, чтобы обуздать политическое насилие и создать независимую судебную и правоохранительную систему, которой смогут доверять все граждане. Также необходимо улучшить медицинское обслуживание замалчиваемых заболеваний.

120400 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ