Вестник Кавказа

Что означает для России сближение Саудовской Аравии с Израилем

Последние полгода Ближний Восток стремительно трансформируется. Под конец своего президентства Дональд Трамп помирил Израиль с ОАЭ и Бахрейном. 15 сентября 2020 года в Белом доме премьер-министр Биньямин Нетаньяху, министр иностранных дел ОАЭ и брат наследного принца Абдулла бин Заид и глава МИД Бахрейна Абдуллатиф аль-Заяни подписали соглашение о восстановлении дипломатических отношений. В начале января мир удивили противники по Персидскому заливу: державшие более трех лет Катар в блокаде Саудовская Аравия, Бахрейн, Египет и ОАЭ восстановили отношения с Дохой. 

Приход Джозефа Байдена к власти в США не испортил, а скорее дал толчок устранению распрей между израильтянами и арабами, суннитскими монархиями и сторонниками "Братьев-мусульман". Дело в том, что фигура Байдена не устраивает на Ближнем Востоке многих. Израилю Демократическая партия не нравится из-за ее симпатий к Палестине и заигрыванию с исламистами. Саудовская Аравия оказалась в немилости Белого дома из-за дела Хашукджи. Не так давно Байден обнародовал доклад Национальной разведки о вине наследного принца КСА Мухаммеда бен Салмана в убийстве журналиста. Что касается Катара, то он находится в связке с Турцией, а у последней весьма непростые отношения с Байденом. Еще до избрания тот говорил о желании помочь оппозиции победить на выборах турецкого президента.

Процесс сближения Израиля с арабским миром только начинается. На установление с ним дипотношений намекают в Саудовской Аравии. Недавно в своем интервью CNN ее министр иностранных дел принц Фейсал бин Фархан аль-Сауд сказал, что связи с Израилем принесут "огромную выгоду" региону как с экономической точки зрения, так и в плане безопасности. При этом саудовский министр сразу оговорился, что нормализация отношения "в немалой степени зависит от прогресса" в урегулировании палестино-израильского конфликта.

Президент Российской ближневосточной ассоциации (РБА) Мурад Садыгзаде обращает внимание, что Саудовская Аравия как минимум два года уже делает встречные шаги по отношению к Израилю. "Саудовская Аравия пытается показать, что она не настроена враждебно по отношению к Израилю. Это доказывают и определенные известия о тайных встречах премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, а также наследного принца Мухаммеда бен Салмана, и информация о тесном сотрудничестве разведывательных служб двух стран. Были и другие инфоповоды, которые мы наблюдаем в последние полтора года", – сказал он в беседе с "Вестником Кавказа".

В то же время, несмотря на весь позитив между КСА и Израилем, эксперт обращает внимание на длительность процесса установления дипломатических отношений между ними.  "В ближайшее время мы вряд ли увидим подписание соглашения о нормализации между Израилем и Саудовской Аравии, пока не сменится действующий король. Король Салман представляет лагерь старой арабской элиты, достаточно консервативнгой по отношению к Израилю. В ближайшее время в виду определенных обстоятельств он, скорее всего, уйдет со своего поста, возможно, посмертно, потому что у него есть проблемы со здоровьем - и король Салман хочет остаться в истории арабской улицы и арабского мира как человек, который не предал свою солидарность с палестинским народом, как один из величайших лидеров арабской уммы", – заметил Садыгзаде.

В отличие от США, всегда игравших на противоречиях суннитов и шиитов, арабов и персов, Россия поддерживает равноудаленные или равноблизкие отношения со всеми ведущими игроками, начиная с КСА и Ирана и заканчивая Израилем и Турцией. В июле 2019 года на фоне активизации "танкерной войны" между саудитами и иранцами МИД РФ предложил концепцию коллективной безопасности для стран Персидского залива.

Мурад Садыгзаде полагает, что восстановление мира между арабами и Израилем не отразится на укреплении партнерства между Москвой и Эр-Риядом, с одной стороны, и между Россией и Израилем с другой.

"У России неплохие отношения с Израилем. Хотя большинство экспертов считают Израиль проамериканским актором – да, у него очень много схожих позиций с Вашингтоном в регионе – но при этом Израиль ведет свою политику. Не совсем правильно говорить, что Тель-Авив идет в фарватере американской внешней политики или ближневосточной политики. У Израиля своя независимая политика, и я более чем уверен, что отношения Израиля с Россией никак не изменятся от сближения Израиля и КСА", - говорит востоковед.

Что касается Саудовской Аравии, то с ней Россия находится в постоянном контакте. У двух стран есть общий интерес в регулировании нефтяных цен в рамках сделки ОПЕК+, главы государств периодически созваниваются. В последний раз наследный принц обсуждал с Владимиром Путиным тему экологии и "зеленой энергетики". "Все это говорит об интенсивном взаимодействии и о том, что у Саудовской Аравии есть интерес к РФ", - подчеркнул Садыгзаде.

Он заметил, что сейчас мировой порядок трансформируется и остается все меньше стран, которые ставят исключительно на один блок или союз. Такое положение дел дает России преимущества при выстраивании своей ближневосточной политики: "Все страны региона, включая Турцию, Иран, Катар, Израиль, Саудовскую Аравию и ОАЭ, выбирают более диверсифицированные внешние связи. Они будут в равной мере общаться и с Россией, и с Китаем, и с США. Поэтому, даже если нормализация будет, то она значительно не повлияет на интересы России в регионе".

16020 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ