Анализируя нынешнее состояние отношений России с Арменией - нашим, пусть уже и формально, ближайшим союзником на Кавказе, невольно вспоминается известная в криминологии «теория разбитых окон». Она гласит, что мелкие правонарушения - не только индикаторы криминогенной обстановки, но и активный фактор, влияющий на уровень преступности в целом. «Если в здании разбито одно стекло, и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна», - известный пример, который приводят сами авторы теории.
К сожалению, после революции в Армении, устроенной Николом Пашиняном и его сторонниками в 2018 году, разбитые окна в армяно-российских отношениях не заменялись, а их количество лишь увеличивалось.
Премьер-министр Пашинян оказался единственным руководителем государства, входящего в ЕАЭС и ОДКБ, отказавшимся от участия 24 июня в Параде Победы в Москве. Он же стал единственным руководителем союзного государства, инициировавшим арест действующего генсека ОДКБ, чем нанес серьезный урон имиджу и функциональности российского военного блока. При нем же в Армении осуществляется правовое преследование российской госкомпании - ЮКЖД, дочерней компании Российских Железных Дорог. Дело дошло до того, что глава МИД Сергей Лавров в апреле перевел этот вопрос в публичную плоскость, прозрачно намекнув армянским партнерам: скидок на газ для Армении не будет, пока в стране идут судебные процессы против стопроцентной «дочки» РЖД.
Одновременно новые армянские власти планомерно наступают на и без того шаткие позиции русского языка в Армении. В декабре 2018 года была закрыта последняя телепередача на русском - «Что? Где? Когда?». Сейчас же, согласно новому законопроекту «Об аудиовизуальных медиа», российские телеканалы будут вытеснены из местной вещательной сетки.
Но, пожалуй, самое странное ощущение оставил после себя недавний репортаж Общественного телевидения Армении, находящегося под контролем правительства, про референдум по поправкам в Конституцию РФ. В нем были приведены фрагменты из интервью с российским оппозиционером Алексеем Навальным, в котором он резко критикует кремлевское руководство и призывает бойкотировать референдум. Маловероятно, что причиной подобной подачи материала стала преданность армянских властей ценностям плюрализма мнений. Как раз его, плюрализм, Пашинян не сильно жалует - как правило, его критики оказываются за решеткой. Как уверены армянские эксперты, центральная проблема кроется в личности премьера и его взглядах на отношения с Россией в целом.
«Когда к власти приходит человек, внесший законопроект о выходе из ЕАЭС, ОДКБ назвавший бессмысленной структурой, а виновной в четырехдневной апрельской войне провозгласивший Россию, уже нужно было понимать, что однажды такой арменофоб–нацист как Навальный окажется в эфире Общественного телевидения. Понятно, что это проявление презрения не только к стратегическому партнеру, но и к нашим национальным и государственным интересам, причем, расчетливое проявление. И это только цветочки», - написал на своей странице в Фейсбук независимый депутат Тигран Уриханян, до недавних пор состоявший в крупнейшей оппозиционной партии «Процветающая Армения».
К слову, бывшая партия Уриханяна сегодня находится под жестким прессингом властей - на ее лидера Гагика Царукяна было открыто уголовное дело сразу после того, как он высказался за смену всего состава правительства из-за провала борьбы с эпидемией. Тот факт, что борьбу провалили, в Армении признают все, в том числе и сами власти. Никол Пашинян с трибун армянского парламента потребовал роспуска оппозиционной партии. Примечательно, что в таких условиях за «Процветающую Армению» вступилась российская правящая партия «Единая Россия».
Между тем, руководитель инициативы «Медиа адвокат» Агаси Енокян прогнозирует, что Пашинян быстро сделает общественное мнение антироссийским и намеренно пойдет на ухудшение отношений с Россией.
«Не было никакой причины показывать Навального по Общественному телевидению, был повод - конституционный референдум РФ, но не было никакой причины. Предполагается, что Общественное телевидение должно представлять общественные настроения, важнейшие вопросы, волнующие общество. К сожалению, не получается, и Общественное телевидение работает как инструмент пропаганды властей и именно так и воспринимается обществом. То есть, показывая Навального, вы также показываете свою государственную политику».
По мнению Енокяна, «на самом деле Никол Пашинян обвинял всех в своей бездарной политике: бывших, олигархов, черных, тех, кто не печатал чеки кассовые аппараты, тех, кто не носил масок, Грайра Товмасяна, армянский народ. Осталось выпустить последнюю пулю – обвинить Россию. Он быстро превратит общественное мнение в антироссийское, а затем объяснит, что инвестиции не приходят, олигархи не дают нам свои деньги, метро не строится, лифты не меняются, и, вообще, каждый день сотни людей заражаются коронавирусом из-за России».
Известно, что без осознания проблемы невозможно начать работать над ее устранением. Сегодня мы вынуждены констатировать, что союзнический диалог между Москвой и Ереваном обрывается по всем направлениям, и происходит это не по инициативе российской стороны. Несмотря на неоднократные попытки Кремля сгладить острые углы с малоопытными партнерами в Ереване, тональность сигналов, поступающих из Армении в адрес России, на протяжении последних двух лет менялась лишь в худшую сторону. Сегодня почти все окна в доме российско-армянской дружбы оказались разбиты. Не хотелось бы, чтобы дело закончилось сносом всего здания.