Сегодня в Иране пройдут очередные парламентские выборы. На 290 мест в законодательном органе страны претендует более семи тысяч кандидатов, кандидатуры которых были утверждены Советом по охране конституции. Спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук уже поспешил заявить, что предстоящие парламентские выборы будут постановочными. На Западе в целом скептически относятся в предстоящему плебисциту.
Так, Financial Times в статье Ordinary people are so disillusioned’: Iran protests cast shadow over polls сообщает, что избиратели угрожают бойкотировать голосование в Исфахане, где большинству кандидатов-реформистов было запрещено участвовать в выборах.
34-летнему таксисту Мехди неважно, что обещают кандидаты в парламент. Избитый в ходе протестов, которые потрясли Иран в конце прошлого года на фоне гнева по поводу роста цен на топливо, он утратил веру в депутатов, обещающих улучшить жизнь граждан. ”Простые люди, такие как я, очень разочарованы. Думаю, избранные депутаты подчинятся воле экономических и политических решений системы”, - сказал Мехди, водитель Snapp, иранской версии Uber, в древнем городе Исфахан.
В городе, известном своей исламской архитектурой и настолько красивом, что иранцы называют его ”половина мира”, можно найти напоминания о ноябрьских протестах. Проезжая мимо двух сгоревших банков, Мехди зачитывает лозунги с плакатов предвыборных кампаний: ”Экономический бум чистыми руками [кандидатов]»; ”Коллективный гений - революционная вера”. ”Лозунги могут обмануть запутавшихся избирателей, но не тех, кто, как я, принял решение”, - сказал Мехди, добавив, что депутаты мало что сделали, чтобы поддержать протестующих или помочь простым людям.
Четыре из пяти мест в парламенте Исфахана занимают реформисты, но на сегодняшних выборах от города всего один кандидат-реформист. Сторонники жесткой линии стремятся использовать голосование для формирования радикально нового парламента в преддверии президентских выборов в следующем году. Совет стражей конституции Ирана, который проверяет потенциальных кандидатов, дисквалифицировал сотни реформистов, в том числе четверть действующих депутатов. Безоговорочная победа сторонников жесткой линии считается неизбежной.
Сторонники жесткой линии пытаются выразить энтузиазм в отношении своих кандидатов на фоне жалоб избирателей на безработицу, нехватку воды и снижение покупательской способности. ”Трудно заставить человека, который не может позволить купить кусок хлеба на обед для своей семьи, пойти на выборы”, - сказал один из волонтеров.
Хасан Камран, шестикратный член парламента от Исфахана, близкий к сторонникам жесткой линии, признал, что люди разочарованы. Но Камран, баллотирующийся как независимый кандидат, считает, что, несмотря на ”жалобы”, иранцы всегда демонстрировали свою поддержку Исламской республики в день голосования. По его словам, враги Ирана могут мечтать о свержении режима, но общенациональная скорбь в связи со смертью военного командира Касема Сулеймани, убитого в результате удара американского беспилотника в январе, показала, что система стабильна.
65-летний Асгар продает аквариумы и тропических рыб на улице Имама Хомейни. Он рассказывает: ”Я принимал участие в демонстрациях, которые привели к победе Исламской революции в 1979 году. Мы должны встать на защиту нашего флага, нашей народной силы и Исламской республики. Иранцы должны терпеть экономические трудности и не становиться на колени перед президентом США Дональдом Трампом".
Однако преобладание сторонников жесткой линии в парламенте может иметь неприятные последствия, предупредил политолог и сторонник реформ Бехзад Ахпана: ”Люди будут постепенно терять надежду на то, что могут вносить изменения в рамках Исламской республики. Следовательно, в будущем можно ожидать больше протестов и беспорядков на улицах”.
Проезжая по Исфахану в поисках пассажиров, Мехди говорит: ”Больше нет разницы между кандидатами, будь то реформист или сторонник жесткой линии. Никто не будет защищать наши интересы”.