Вестник Кавказа

После карабахской войны: может ли Армения отойти от края ментальной пропасти

Азизага Ханбаба оглы Шахвердиев
После карабахской войны: может ли Армения отойти от края ментальной пропасти

В недавней статье для "Вестника Кавказа" "После карабахской войны: кто идет со "своей правдой" в чужой монастырь" доктор технических наук, профессор Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе, академик, вице-президент РАЕН, почетный нефтяник РФ, заслуженный изобретатель РФ Азизага Ханбаба оглы Шахвердиев оценил некоторые аспекты информационного противостояния после окончания Второй Карабахской войны. Здесь он анализирует ментальные особенности, мешающие скорейшей нормализации ситуации в регионе.

В невежество можно вложить немало ума, когда велика потребность в иллюзиях

                                                                                                                                            Сол Беллоу

Профессор Мичиганского университета, старший советник президента Армении в 1994-1997 годах, Жирайр Липаритян, говоря об особенностях армянского менталитета, заметил: "До какой степени безответственности можно опуститься, чтобы защитить тот заветный менталитет, который заставляет нас чувствовать себя хорошо, но приносит только вред; менталитет, который знает, как справиться с поражением, но не с победой, менталитет, заразивший несостоявшихся диктатора Кочаряна, деспота Саргсяна и демократа Пашиняна. Проблема частично связана с личностями и вовлеченными сторонами, но полностью связана с менталитетом". Такая точная, профессиональная оценка двух президентов Армении, выходцев из горной части Карабаха, возомнивших себя вершителями судеб мирового армянства и "Великой Армении.

Армянский правозащитник Георгий Ванян по этому поводу справедливо отмечает: "Война выявила всю искусственность националистической пропаганды, уже невозможно закрывать глаза на то, что долгие годы воры и рэкетиры грабили страну и наглым образом манипулировали народом, заставляя верить в сказки о том, что мы победивший, исключительный народ, от рождения наделенный какой-то древней культурой".

Хочу к этому лишь добавить, что теперь необходимо аберрацию исторического и общественного самосознания зомбированной части армянского народа привести в норму. То есть все должны понять: армяне ничем не лучше и ничем не хуже других, также рождаются, проживают не долгую жизнь и уходят в мир иной. Так что давайте обойдемся без подражания американской исключительности и армянской мифологии.

Откуда вдруг такое пристальное внимание к армянской ментальности, точнее к ее изъянам со стороны армянских же интеллектуалов? Попытаюсь поделиться некоторыми соображениями. Отклонение от нормы исторического и общественного самосознания многих армян произошло путем трансформации ментальности каждого индивида в коллективную ментальность. При этом атрибуты, составляющие содержание ментальности, были слишком упрощены и кристаллизованы за счет конкретного монокультурного кода, обособленного направления монофизитской церкви и религии, замкнутости среды обитания, рассчитанной только на "своих", пренебрежения и нетерпимости к "чужим". Сюда же можно отнести несколько навязанных комплексов и фобий типа экзистенциального страха, физиологической несовместимости с азербайджанцами, в сочетании с комплексом нарциссизма. "Чистокровность" коллективной среды обитания, резко повышает внутренний взаимный порог доверчивости, что всегда вызывает недовольство всеми окружающими, находящимися вне этого поля доверия.

Коллективная ментальность у армянского этноса имеет ограничение, в отличие от российского или азербайджанского, или другого интернационального народа. Мононациональный код стягивается в точку притяжения – в аттрактор, и будучи самодостаточным, становится ограниченным в развитии, легко управляется или подвергается манипуляции извне. Интернациональный код, наоборот, за счет разнообразия менталитета индивидов и коллективной ментальности расходится из точки развития и функционирует на основе регулярно обновляемого общественного соглашения между носителями разнообразной индивидуальной ментальности. Безусловно, это сложный процесс, требующий вековой мудрости всех участников этого процесса интернационализации.

Азербайджанский мультикультурализм влияет на интернациональную сущность менталитета индивида, обеспечивает многоконфессиональную свободу, легко адаптирует культуру быта и, как правило, социальную справедливость держит под общественным контролем. Таким образом, происходит формирование свободного народа. Смею напомнить высказывание французского мыслителя Николы де Шамфора Себастьян-Рока : "История свободных народов — вот единственный предмет, достойный внимания историка; история народов, угнетенных деспотами, — это всего лишь сборник анекдотов". Рекомендую для ясности один экземплярчик из этого "сборника анекдотов" на злобу дня, который уже гуляет по соцсетям: "Выслал Бог Адама и Еву на землю, а там под деревом сидят армяне и заворачивают долму. Адам говорит: "Господи, кто это?" Господь отвечает: "Не знаю, они до меня здесь были…""

Вот вся квинтэссенция армянских мифов, претензий и апелляции - непременно должно быть признано, что армяне - "первые во всем, лучшие во всем, древние во всем, ранние во всем, ну и все чудеса мира, естественно, рук дел армян".

Тут возникает извечный вопрос: "Что делать?"

Во-первых, приемлемое решение всегда есть – это добровольное следование закону и подчинение правопорядку, а не перед полевыми командирами: Кочарянами, Саргсянами и прочими военными преступниками. Неукоснительное выполнение всех предписаний временно находящихся в Нагорном Карабахе российских миротворческих сил и совместного турецко-российского центра контроля за прекращением огня обеспечит полную безопасность в постконфликтном регионе для всех, кто собирается там жить.

Во-вторых, подведение итогов тридцатилетней Карабахской войны - главный исторический акт для всего мирового сообщества, особенно если принимать во внимание проигнорированные Арменией четыре постановления Совета безопасности ООН с требованием освободить оккупированные земли Азербайджана. Очевидно, что оценка уроков войны не может считаться полноценной и справедливой без созыва международного военного трибунала над военными преступниками, учинившими геноцид над мирным населением и показательный вандализм на оккупированных землях Азербайджана.

В-третьих, после Второй мировой войны мировое сообщество стало свидетелем подведения итогов и правовой оценки военных преступлений фашистов на организованном странами победителями Нюрнбергском военном трибунале. После Балканской войны мир стал свидетелем правовой оценки военных преступлений, расследованных на Гаагском трибунале. Все получили по заслугам. Сейчас созыв международного военного трибунала по Карабахским войнам актуален, как никогда. Это крайне важно для Южного Кавказа, самой Армении, чтобы впредь ею не манипулировали, разыгрывая очередной раз армянскую карту. Россия, правопреемница СССР, будучи федеративным государством, по определению имеет потенциальные очаги сепаратизма, потому также должна быть заинтересована в учреждении военного трибунала. Прививка в качестве военного трибунала подействовала бы на всех потенциальных участников конфликтов, как холодный душ.

Для Баку принципиально важно добиться решения трибунала над военными преступниками, так как все происходило на растерзанной земле Азербайджана. Поскольку в основном пострадало мирное население, Азербайджан как страна победитель обязан добиться наказания военных преступников. Даже если каким-то образом окажется невозможным арест осужденных военных преступников, которых покровители могут скрывать, судебное решение должно быть оглашено публично.

Армения после делимитации и демаркации границ с Азербайджаном и взаимного признания суверенитета и неприкосновенности границ, признанных мировым сообществом, если угодно, может заняться собственным возвеличиванием и созданием "Великой Армении", но в пределах собственных государственных границ.

Только после торжества закона и правопорядка все войдет в цивилизованное русло, карабахские армяне - граждане Азербайджана, заживут мирной и безопасной жизнью, причем смогут жить не только в Карабахе, но и в любых других местах Азербайджана, как все представители этого интернационального государства.

P.S. Идите дорогой мира, я стиснув зубы выйду на эту же дорогу мира вам на встречу. Не берите грех на душу, все мы заложники одного мгновения, приобщенного к вечности!

21755 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября