В Душанбе по приглашению мэра Рустама Эмомали прибыло 14 китайских врачей-вирусологов для помощи таджикистанским медикам в борьбе с коронавирусной инфекцией. Ситуация в республике сложная - каждые сутки количество заболевших увеличивается в среднем на 200 человек. Менее чем за месяц заболело 3266 человек, 47 умерло.
Власти Таджикистана о первых случаях заражения COVID-19 объявили только 30 апреля, когда в мире пандемия была в самом разгаре. Справедливости ради надо отметить, что Таджикистан закрыл cвои границы практически одновременно с соседями. Домой не смогли попасть сотни человек, которые остались без работы в России, Казахстане, Турции, Арабских Эмиратах и других странах. Однако никакие другие меры не вводились, как говорят чиновники, чтобы не создавать панику. Напротив, Таджикистан широко отметил весенний праздник Навруз 24 марта и даже успел провести несколько фестивалей, в которых активное участие принимали студенты и школьники. Только 5 мая их отпустили на каникулы. Остальная страна продолжает жить обычной жизнью, никаких ограничений. Эксперты объясняют это экономическими причинами.
"Таджикские власти вполне резонно опасаются, что введение карантина просто похоронит местный малый и средний бизнес, который и так находится далеко не в лучшем состоянии. Кроме того, нельзя исключать и лоббистскую деятельность крупных монополий, завязанных на импорте товаров широкого потребления и роскоши – стройматериалов, цемента, мебели и т.д. Для них введение карантина будет означать значительные убытки. Крупные монополии пользуются значительными налоговыми льготами, так что именно на сектор малого бизнеса ложится основное налоговое бремя. Его разорение ударит по бюджету и придется снимать льготы с монополий", - считает таджикский эксперт Парвиз Муллоджанов.
Сегодня ситуация в Таджикистане если не критическая, то очень тяжелая. Ежедневный рост заболевших в среднем 200 человек и высокая смертность. Если Минздрав сообщает о 47 скончавшихся от коронавируса, то в альтернативном списке, который ведут активисты и граждане уже 350 человек.
На помощь таджикским медикам прибыла бригада китайских врачей из провинции Шэнси, сообщила пресс-служба мэрии Душанбе. Специальным чартерным рейсом авиакомпании China Southern Airlines, на котором прилетели китайские специалисты, была доставлена и гуманитарная помощь — 15 аппаратов ИВЛ, медикаменты и защитные средства на сумму 700 тыс. долларов. В мэрии Душанбе сообщили, что гуманитарная помощь будет распределена по больницам города.
В Согдийской области в течение 13 дней работала группа узбекских вирусологов. При их содействии в Ходженте открыта вирусологическая лаборатория. Узбекистан также направил в качестве гуманитарной помощи 144 медицинских контейнера, которые были использованы для возведения временного госпиталя на футбольном поле стадиона "Бофанда". Госпиталь призван снизить нагрузку на больницы, где не хватает мест, и сможет вместить до тысячи человек. Пока, правда, неясно, кого сюда будут госпитализировать — инфицированных или стадион станет карантинной зоной. Власти республики начали возвращать своих граждан из России, Турции, Индии и других стран. В основном это трудовые мигранты, которые потеряли работу. Возвращение мигрантов сулит дополнительные проблемы - денег в бюджет от переводов поступит значительно меньше.
Экономисты говорят, что Таджикистан в условиях мирового кризиса слабо подготовлен к выживанию и поддержке своей экономики, бизнеса и граждан, учитывая многомесячную блокаду и пандемию. За помощью Душанбе обратился к международным финансовым институтам. МВФ уже утвердил Таджикистану кредит в размере 189,5 млн долларов на удовлетворение неотложных потребностей в финансировании платежного баланса и бюджетных нужд, связанных с пандемией. Но этого недостаточно, поэтому МВФ предложил Таджикистану урезать госбюджет почти 225 млн долларов.