Китайские компании увеличивают объем товаров, продаваемых за границу, демонстрируя свою силу на фоне серьезных проблем. Многие считали, что в этом году китайская экспортная машина застопорится. Во-первых, президент США Дональд Трамп ввел тарифы против китайских товаров. Во-вторых, такие страны, как Япония и Франция, перенесли производство из Китая. В-третьих, к концу января пандемия нанесла ущерб китайским фабрикам. Но промышленность Китая только укрепила свои позиции, пишет The New York Times.
После выхода из изоляции в конце февраля - начале марта заводы Китая начали экспортный блиц, который все еще набирает обороты. Экспорт вырос в июле до второго по величине уровня за историю, почти сравнявшись с рекордным рождественским подъемом в декабре прошлого года. Этим летом КНР захватила гораздо большую долю мировых рынков у других стран-производителей, закрепив доминирующее положение в торговле, которое может сохраняться еще долго после того, как мир начнет оправляться от пандемии.
Китай демонстрирует, что его экспортную машину не сможет остановить ни коронавирус, ни администрация Трампа. Его устойчивость к внешним воздействиям заключается не только в дешевой, квалифицированной рабочей силе и эффективной инфраструктуре страны, но и в контролируемой государством банковской системе, которая предлагает малым и крупным предприятиям дополнительные кредиты для борьбы с последствиями пандемии.
Благодаря коронавирусу стало очевидно, что Китай лучше подготовлен к кризисам, чем другие страны-экспортеры. Страна производит именно то, что сейчас нужно больницам и семьям, остающимся дома: средства индивидуальной защиты, товары для ремонта дома и различную бытовую электронику.
Одновременно упал спрос на многие дорогостоящие товары, экспортируемые США и Европой, например, самолеты Boeing и Airbus. А поскольку экономика большинства стран, за исключением Китая, сейчас погрязла в рецессии, спрос на сырьевые товары, которые экспортируют большинство развивающихся стран, особенно нефть, снизился.
Семьи во всем мире приводят в порядок дома, в которых они теперь проводят гораздо больше времени. Они покупают все, от компьютерных экранов и стереосистем до электроинструментов и домашних саун, многие из чего сделано в Китае.
Компания Hongyuan Furniture из южного города Гуанчжоу наняла 50 дополнительных рабочих после того, как экспортные заказы на ее домашние сауны в этом году увеличились более чем вдвое. В нескольких минутах езды на юг, в Чжуншане, компания Star Rapid получает прибыль, производя корпуса для роботов и создавая высокотехнологичные модели в рамках процесса быстрого прототипирования. В нескольких милях к западу компания Trueanalog исключила возможность переноса производства своих топовых стереоколонок в США, на свой основной рынок, или во Вьетнам, поскольку заработная плата там будет в разы ниже.
В Trueanalog ряды рабочих за длинными зелеными столами под флуоресцентными лампами собирают аудиоколонки для профессиональных студий звукозаписи в Соединенных Штатах. Китай доминирует в мировом производстве компонентов для громкоговорителей, которые они собирают, будь то магниты, бумажные конусы или резиновая пена. ”В Китае самая большая цепочка поставок запчастей, необходимых для изготовления акустической системы, а также самая стабильная и доступная рабочая сила”, - сказал Филип Ричардсон, владелец Trueanalog из Америки.
Компания Star Rapid получила кредитную поддержку от Китая. Через несколько дней после начала пандемии контролируемый государством Банк Китая позвонил Гордону Стайлзу, главному исполнительному директору и владельцу компании из Великобритании, и настоятельно попросил его взять корпоративный заем в размере $1,4 млн под низкие проценты, что он и сделал, хотя компания все еще была прибыльной. Китайские власти также предоставили компании серию быстрых частичных скидок по налогам и государственные льготы, которые в совокупности превысили 3% от продаж компании. ”Они хотели убедиться, что хорошие, по их мнению, компании, не потерпят неудачу из-за нехватки денег”, - сказал Стайлз.
Мощь китайской экспортной машины усложняет усилия администрации Трампа по сокращению торгового дефицита - разрыва между экспортом и импортом. Трамп считает дефицит доказательством того, что несправедливые действия Китая наносят ущерб Соединенным Штатам, поэтому он проводит кампанию жесткого давления на страну.
В январе прошлого года Китай пообещал значительно увеличить импорт из Соединенных Штатов в рамках соглашения, направленного на прекращение затяжной и все более разрушительной экономической войны. Но на деле объем закупок остается неудовлетворительным.
По соглашению значительная часть новых 25-процентных тарифов Трампа осталась в силе. Однако они не мешают большинству американцев продолжать покупать китайские товары, отчасти потому, что тарифы касаются оптовой стоимости товаров, достигающих берегов Америки.
Компания Hongyuan говорит, что пока не столкнулась с какой-либо новой конкуренцией со стороны производителей домашних саун из других стран, несмотря на 25-процентные американские тарифы последних двух лет. У Hongyuan также есть доступ к десяткам поставщиков в пределах часа езды, которые активно конкурируют за производство недорогих стеклянных дверей и петель по самой низкой цене.
Hongyuan может позволить себе импортировать дерево из Канады через Тихий океан, распиливать его, полировать и собирать домашние сауны, а затем отправлять их обратно через Тихий океан по цене, меньшей, чем стоимость изготовления сауны в Соединенных Штатах. По-прежнему требуется значительный ручной труд, хотя китайские автоматические пилы вырезают доски различных форм и размеров.
”Даже при 25-процентном тарифе у китайских производителей более низкие издержки”, - сказала Рэйчел Ван, менеджер компании по экспорту. Такое ценовое преимущество помогло довести долю Китая в мировом экспорте почти до 20% с апреля по июнь этого года по сравнению с 12,8% в 2018 году и 13,1% в прошлом году, сообщил Раджив Бисвас, главный экономист по Азии в IHS Markit, глобальной консалтинговой и информационной компании.
Частично увеличение носит временный характер. Некоторые заводы приостановили производство весной из-за мер по борьбе с коронавирусом или сбоев в цепочке поставок, связанных с пандемией. Доля Китая в мировом экспорте снизилась в период с января по март до 11%, поскольку Китай боролся с вирусом.
Но сейчас Китай демонстрирует сильные экспортные позиции во многих секторах, даже несмотря на то, что стоимость его импорта, вероятно, останется низкой в ближайшие месяцы. Положительное сальдо торгового баланса Китая - когда стоимость экспорта превышает стоимость импорта - резко возросло этим летом, особенно в июле.
Увеличению экспорта Китая способствовала валюта страны, которая оставалась загадочно слабой даже после того, как экономика вышла из пандемии с более сильным ростом, чем любая другая страна мира. Валюта Китая, юань, за последние месяцы лишь незначительно укрепилась по отношению к доллару. С начала мая курс по отношению к евро также снизился на 6%, хотя Европе грозит серьезная рецессия.
Иностранные экономисты подозревают, что китайское правительство жестко контролирует финансовую систему страны, чтобы удержать юань слабым. Брэд Сетсер, экономист Совета по международным отношениям в Нью-Йорке, сказал, что наиболее вероятным объяснением динамики валюты этим летом является перемещение части огромных активов государственных или контролируемых государством китайских банков, а также других финансовыми учреждений, которые продавали огромные суммы в юанях и покупали доллар и евро для поддержки этих валют.
Народный банк Китая заявил на прошлой неделе, что не манипулирует юанем, но подчеркнул свою приверженность поддержанию стабильной стоимости валюты.
Однако преимущества Китая не ограничиваются слабой валютой. За десять лет Китай построил сеть сверхскоростных железных дорог, соединяющих 700 городов. В стране также много рабочей силы, культура продолжительного рабочего дня и жестко ограниченные профсоюзы. Производители не так обременены экологическим законодательством, как во многих других странах.
Роберт Гвинн, специалист по производству и экспорту обуви из провинции Гуандун, считает, что оживить конкурентоспособность в Соединенных Штатах и других странах для борьбы с Китаем, будет нелегко.
”Чтобы изменить ситуацию, нужно от 20 до 30 лет, в зависимости от того, каким бизнесом вы занимаетесь”, - сказал он.
Безусловно, господству Китая в мировом производстве могут нанести ущерб геополитические сдвиги, например, если другие страны потребуют, чтобы компании переместили часть своих цепочек поставок в другие государства. Соединенные Штаты и Япония уже начали этот процесс. Европейские правительства, например, Франция, тоже двигаются в этом направлении, особенно в отношении предметов медицинского назначения. Крупные компании, способные создавать совершенно новые цепочки поставок в других местах, например Foxconn на Тайване и Apple, изучают альтернативы.
Но пандемия, которая привела к отмене многих рейсов и замедлению логистики, по крайней мере временно оградила Китай от попыток перенести заводы в другие страны. Многие транснациональные корпорации сократили инвестиции, поскольку мировой спрос замедлился, и поэтому у них мало денег для открытия новых производственных мощностей в других местах.
”В разгар мировой рецессии компании не собираются продавать активы, если их не вынудят торговые барьеры, - сказал Йорг Вуттке, президент Европейской торговой палаты в Китае. - Компании предпочтут закрыть свои предприятия, чем открывать новые”.