Вестник Кавказа

Казахстан борется с импортом автомобилей из Армении

Eurasianet
Казахстан борется с импортом автомобилей из Армении

Около 170 000 казахстанцев беспошлинно ввезли автомобили из стран-членов ЕАЭС, поскольку подержанные машины там намного дешевле. Но неожиданно им выставили дополнительный счет. Eurasianet в статье Kazakhstan cracks down on Eurasian Union car imports рассказывает, как в марте прошлого года Дастан Кулданов выгодно приобрел подержанный Nissan X-Trail всего за $5000. Покупка практически новой просторной модели внедорожника в Казахстане обычно обходится в несколько десятков тысяч.

Теперь с введением в этом году новых правил регистрации транспортных средств Кулданову придется заплатить гораздо больше, чем стоила его машина. Автомобилисты в Казахстане оказались в сложном положении. В стране прошли стихийные митинги, очередной планируется сегодня.

Кулданов, проживающий в северо-западном городе Актобе, сказал в интервью Eurasianet, что покупка автомобиля для него вовсе не прихоть: ”У меня двое сыновей и дочь. Я отвожу их в школу и вечером забираю домой. Еще я подвожу жену на работу”.

Выплачивающий ипотеку Кулданов не захотел влезать в еще большие долги, поэтому решил последовать примеру соотечественников. ”Я знаю, что из Армении привезли много машин. Подержанные автомобили в хорошем состоянии. Вот и я поехал в Ереван с другом и купил Nissan X-Trail за 2 миллиона тенге [$5200]”, - сказал автовладелец.

По оценкам властей, по дорогам Казахстана ездит около 170 000 автомобилей, зарегистрированных в Армении, а также в Киргизии, Белоруссии и России, которые являются членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), где нет проблем с таможней.

По закону только граждане этих стран могут в течение ограниченного периода времени ездить с иностранными номерами. По словам чиновников, казахстанцы, импортирующие автомобили на длительный срок, должны зарегистрироваться и платить налоги, как и все остальные.

Транспортные средства, незарегистрированные на местах, становятся проблемой при возникновении аварий, поскольку водители зарубежных автомобилей фактически не признаются, что являются местными жителями.

Однако автовладельцы считают, что правительство ввело непомерные сборы по факту приобретения автомобиля.

В ситуацию вмешался президент Касым-Жомарт Токаев, утвердив временный режим регистрации, действующий для автомобилистов до 1 марта 2021 года.

Но Кулданов говорит, что ему придется заплатить 1,3 миллиона тенге [$3500], чтобы получить временные желтые номера. ”Чтобы оформить временную регистрацию, автомобиль должен соответствовать нормам выбросов Евро-5 или Евро-4. Большинство автомобилей, импортируемых из Армении, не соответствуют даже стандартам Евро-4”, - говорит Кулданов, которому, чтобы оформить регистрацию, придется потратить в два раза больше, чем при покупке машины.

Асхат Берсалимов из Алма-Аты поехал в Ереван в декабре, чтобы купить минивэн Toyota Alphard. ”Я работаю водителем в сервисе ”Яндекс Такси”. Зарабатываю около 7-8 тысяч тенге в день, - сказал Берсалимов. - Временная регистрация обойдется мне в 1,3 миллиона тенге. А до того, как закончится временная регистрация, мне придется оплатить таможенные пошлины и сбор за использование. Таким образом, постоянная регистрация обойдется в 4,5-5 миллиона тенге, а машину свою я купил за 3,5 миллиона тенге”.

Одна из причин, по которой автомобилисты едут за границу, заключается в том, что рынок подержанных товаров в Казахстане все еще слаб. "Новые автомобили в автосалонах стоят дорого, и мы вынуждены ехать в Армению", - говорит Берсалимов.

Глава общественной организации, оказывающей юридическую помощь автомобилистам Руслан Лазута посетовал, что МВД не смогло своевременно предупредить автомобилистов о своих намерениях, и теперь все граждане, которые приобрели автомобили в Армении или в Киргизии считаются правонарушителями.

Алматинский политолог Эдуард Полетаев вспомнил, что аналогичная ситуация сложилась с праворульными автомобилями в 2006 году, когда решили запретить их ввоз и использование. Но после протестов автомобилистов, правительство пошло на уступки, запретив импорт, но разрешив использовать автомобили.

”Владельцы автомобилей с иностранными номерами уже провели акции протеста, 5300 человек подписали петицию, которая была отправлена властям, - сказал Полетаев.  - Ходят слухи о создании движения по защите интересов автомобилистов. Когда власти бьют по карманам людей, это сразу же провоцирует антиправительственные настроения”.

Тем не менее компромисс не исключен. ”Власти могли бы разделить автомобили с иностранными номерами на категории: например, старые и более новые, а затем применить к ним различные тарифы таможенного оформления, - сказал Полетаев. - Они также могут перенести сроки регистрации и снизить плату за использование”.

29055 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ