В мире растут опасения по поводу безопасного обращения с радиоактивными отходами на Мецаморской атомной электростанции, расположенной примерно в 30 км от Еревана. Экологи неоднократно указывали на потенциальную опасность АЭС для сельскохозяйственных земель и близлежащих населенных пунктов.
Как сообщает британский Institute for War & Peace Reporting в материале Armenia: Fears Over Nuclear Waste, первый реактор на АЭС был установлен в 1970-х годах. Объем радиоактивных отходов, которые накапливались годами из-за отсутствия вариантов безопасного захоронения, говорит о необходимости срочного решения проблемы. Однако из-за отсутствия специализированных исследований, обученного персонала и достаточного финансирования, подходящее место для хранения найти оказалось невозможно.
Электростанция расположена в Араратской долине, в самом сердце Армении, не далеко от таких городов как Армавир, Эчмиадзин и Мецамор. Первый блок - ныне несуществующий - начал производить электроэнергию в 1976 году, а второй - в 1980 году. АЭС была закрыта после землетрясения в Армении в 1988 году, но в связи с разрушением экономики страны в результате землетрясения, конфликта в Нагорном Карабахе и экономического коллапса, последовавшего за распадом Советского Союза, нехватка энергии вынудила власти вновь открыть станцию в 1995 году. Раньше радиоактивные отходы транспортировались в Россию по железной дороге, где перерабатывались или хранились. Теперь они доставляются в район рядом с Мецамором, и их безопасное хранение стало постоянной проблемой для политиков. В Армении не применяется международно признанный принцип ”загрязнитель платит” в области обращения с радиоактивными отходами, что еще больше осложняет задачу. В 2010 году министерство энергетики и природных ресурсов инициировало поиск территории, пригодной для размещения опасных отходов, в Араратской области. Однако позиция местных жителей и экологов помешала осуществлению проекта.
В 2011 году во время миссии группы по рассмотрению вопросов эксплуатационной безопасности (ОСАРТ) Международного агентства по атомной энергии правительство Армении попросило экспертов провести углубленную проверку работы станции. Миссия дала 14 рекомендаций по повышению безопасности эксплуатации АЭС. Во время своего визита в 2013 году представители ОСАРТ отметили, что четыре рекомендации, касающиеся обращения с радиоактивными отходами низкой и средней активности, реализованы не были. Экологические группы неоднократно сообщали, что данный вопрос до сих пор не решен.
В 2017 году правительство Армении поручило министерству энергетических инфраструктур и природных ресурсов разработать и внедрить план действий по безопасному обращению с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Этот план действий, представленный в 2019 году, рассчитан на период до 2026 года. В рамках плана национальный оператор по захоронению радиоактивных отходов при министерстве территориального управления и инфраструктур несет ответственность за транспортировку, переработку и хранение.
Однако на официальном сайте министерства информации о компании, занимающейся захоронением радиоактивных отходов нет. Микаэл Саргсян из министерства сказал, что функции оператора сложные, их нужно регулировать, но ”дела идут полным ходом”. Он добавил: ”Никто не может ответить на вопрос об обращении с радиоактивными отходами, без проведения экспертных исследований”.
Инга Зарафян, эко-активист и директор информационной НПО ”Эколур”, рассказала, что не было открытого обсуждения вопроса радиоактивных отходов с независимыми экспертами или другими заинтересованными группами. ”Мы считаем, что в Армении нет безопасного места для захоронения радиоактивных отходов, в первую очередь из-за высокой сейсмической опасности, заселенности местности там, где это было бы возможным, а также из-за ряда других факторов”, - сказал Зарафян. Она добавила, что приоритетом должен быть отбор специалистов, проведение обсуждений на государственном уровне по этому вопросу, а также обеспечение адекватного финансирования.
Министр окружающей среды Романос Петросян в ответ на просьбу прокомментировать ситуацию, сказал, что не может ответить на вопрос об опасности радиоактивных отходов, поскольку он выходит за рамки его ведомства.
Зарафян сказала, что правительство неправильно решило вопрос, поскольку в соответствии с Соглашением о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между ЕС и Арменией (СВРП), подписанным в 2017 году, Ереван должен был представить дорожную карту по закрытию атомной электростанции, в которой также будет обозначен вопрос обращения с радиоактивными отходами. ”Все, что у нас есть, - старый план, созданный много лет назад. Вопрос обращения с отходами атомной электростанции находится в подвешенном состоянии”, - сказала Зарафян, отметив, что проблема не может быть решена из-за нехватки средств, персонала и ресурсов.
Присоединившись к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) в 2015 году, правительство Армении отказалось от своего намерения вывести станцию из эксплуатации и вместо этого приняло решение продлить срок службы второго блока, который продолжает функционировать. С этой целью Россия предоставила кредит на $ 270 млн и грант на $ 30 млн, а эксплуатация второго блока была продлена до 2026 года.
Дальнейшие шаги Еревана остаются неясными. ”Когда блок будет выведен из эксплуатации в 2026 году, останутся тонны радиоактивных отходов, которые не подлежат переработке”, - сказала Зарафян, добавив, что необходимо решение, отвечающее нормам Международного агентства по атомной энергии. ”Платформа для хранения отходов не была определена”, - продолжила она, отметив, что этот вопрос был поднят в феврале 2020 года во время дискуссии ”Перспективы развития ядерной энергетики в Армении” на отраслевом саммите. Организаторы, госкорпорация ”Росатом” и НИИ ”Арматом” никаких решений не предложили. Министр территориального управления и инфраструктуры Сурен Папикян не ответил на неоднократные запросы о комментариях.