Беспорядки из-за убийства в США афроамериканца Джорджа Флойда стали катализатором активизации движения ”Жизни черных важны”, зародившегося в соцсетях еще 2013 году и выступающего против насилия и институционального расизма в отношении темнокожих людей по всему миру. В других странах люди выходят на улицы по другим причинам, но эксперты рассматривают происходящее как предпосылку к тому, что западная культура как общество, основанное на белом европейском наследии, отжила свое и должна уступить место мультикультуризму. Одним из элементов этой битвы стал снос памятников.
Профессор иранских исследований Колумбийского университета Хамид Дабаши в статье The battle of the statues: rewriting world history для сайта Аль-Джазира высказывает свою достаточно радикальную точку зрения на происходящее. "Вестник Кавказа" предлагает читателям ознакомиться с мнением профессора.*
Борьба с монументами захватила весь мир. Очередное низвержение произошло в Бристоле, где статуя рабовладельца Эдварда Кольстона была сброшена с постамента в знак солидарности с движением ”Жизни черных важны”, спровоцированным убийством Джорджа Флойда в США и распространившимся по всей Америке и Европе.
В США борьба началась гораздо раньше из-за ненавистного флага Конфедерации и теперь распространяется не только на памятники конфедератам, расистам и сторонникам превосходства, но и на военные базы, названные в честь генералов армии Конфедерации.
Битва не ограничивается США, Великобританией или даже Европой. В Южной Африке люди начали борьбу за снос монументов колонизаторам в 2015 году. А теперь еще и граждане Израиля призывают убрать статую Теодора Герцля, расистского идеолога сионизма.
Словом, вся история европейского расизма и колониализма с его глобальными последствиями предстала перед судом. Эта битва не прекратится до тех пор, пока запоздалое обеление и переписывание мировой истории не будут полностью завершены.
Американские протесты ”Жизни черных важны” прежде всего нацелены на монументы, установленные в честь рабовладельцев и убийц, таких как Джордж Вашингтон и Кристофор Колумб, но на них список не заканчивается. Чуть менее года назад я написал для Al-Jazeera статью о памятнике расисту, президенту Теодору Рузвельту возле Американского музея естественной истории в Нью-Йорке. Сегодня этот монумент канул в лету вместе с бесчисленными другими памятниками расистам, колонизаторам и массовым убийцам, начиная от Сесила Родоса и заканчивая бельгийским королем Леопольдом II, олицетворяющим, возможно, самый отвратительный период в и без того жестокой истории европейского колониализма.
В данном случае речь идет не только о том, что эти статуи представляют и буквально обозначают. Проблема в том, что они занимают и портят публичные пространства. Общество буквально заставляют смотреть на монументы снизу вверх и восхищаться ими как образцами для подражания в повседневной жизни.
Я живу всего в нескольких кварталах от Колумбус-Серкл в Нью-Йорке, а в Лондоне я много раз проходил мимо памятника Уинстону Черчиллю на Парламентской площади. В обоих случаях я все время содрогался от отвращения, думая о том, как могут они так высоко возвышаться над общественным пространством. Но сегодня американское и европейское общество больше не сдерживают своего отвращения, изменяя ход истории.
Возвращение общественного пространства и переписывание мировой истории
В отредактированной ”Политике общественного пространства” Сета Лоу и Нил Смит собрали сборник своевременных очерков, в которых освещается проблема исчезновения общественного пространства по всему миру. Публичные места крайне важны с точки зрения надежды на демократическое будущее, но государство и бизнес взяли под контроль такие пространства во многих странах мира.
Общественные места, от площади Тахрир в Каире до Зукотти-парка в Нью-Йорке, стали определяющими пространствами для выражения общественного несогласия, и уничтожение расистских статуй, равносильно освоению этих мест.
Сегодня общество возвращает себе общественные пространства, прокладывая таким образом путь к переписыванию мировой истории. Вопрос не только в том, какие памятники сносятся, а в том, какие будут установлены вместо них, если это вообще возможно. Новые монументы являются символом мировой истории, а не только истории США или Европы. Они возвращают грязную историю расизма и колониализма в сознание современников.
Как бы себя чувствовали англичане, увидев в Берлине возвышающуюся статую Адольфа Гитлера? Именно это чувствуют индийцы и многие другие народы в Азии и Африке, сталкиваясь лицом к лицу со статуей Черчилля в Лондоне. Проблема в том, что по мнению европейцев, поскольку Гитлер и Черчилль воевали друг против друга, мир должен быть на стороне Черчилля. Но это не так. Мы можем легко отказаться от них обоих. Мир знает, понимает и поддерживает причины, по которым мы ненавидим Гитлера. Мир также должен знать, понимать и поддерживать причины, по которым мы точно также относимся к Черчиллю.
В 2015 году ”Би-би-си” опубликовала статью под названием ”10 величайших противоречий в карьере Уинстона Черчилля”, в которой изложены самые жестокие расистские высказывания политика. Нет никаких противоречий по поводу расизма английского премьер-министра: ”Я, например, не признаю, что было совершено большое злодеяние в отношении краснокожих индейцев Америки или чернокожего населения Австралии. Нет ничего такого в том, что более сильная раса, раса более высокого уровня, более разумная раса, скажем так, пришла и заняла их место".
Никто не спорит с тем, что Гитлер был расистом, уничтожившим огромное число людей. Как и Черчилль.
Ключевой вопрос не в том, должны ли их памятники быть демонтированы. Вопрос в том, почему этот процесс занял так много времени.
Правящая белая верхушка в Европе и США оккупировала общественную сферу с таким чувством права и самоуверенности, что когда коренные американцы, афроамериканцы или любые другие американцы, кроме белых расистов, говорили о том, что им не нравится определенный монумент, в ответ они слышали дурацкую мантру белого превосходства: ”Можете возвращаться туда, откуда вы родом”.
Куда именно должны вернуться ”коренные” американцы, афроамериканцы или иные американцы? Как так получилось, что колонизаторы-расисты стали владельцами земель, которые были жесткого украдены у законных жителей, а затем заставлены памятниками?
Эти памятники никогда не были невинными свидетелями. Они были созданы исключительно для белых. Не случайно, большинство этих статуй увековечивают самых жестоких расистов в истории. Они созданы для того, чтобы пугать и заставлять людей молчать. Причем возведены они были не теми, кого они прославляют. Их создавали другие люди, видевшие необходимость в неких тотемах, чтобы поколение за поколением претендовать на землю и всякий раз утверждать свою идеологию белого превосходства для небелых людей, которые должны были смотреть и молчать.
*Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции