Издание France Football официально объявило, что не будет вручать "Золотой мяч" за 2020 год. Узнав об этом, я вознес хвалу небесам. Потому что все последние годы некогда интереснейшее мероприятие или состязание превратилось в сплошную профанацию. Месси или Роналду? Именно к этому свелось вручение самой, пожалуй, престижной индивидуальной награды в самом популярном виде спорта. И, казалось, совершенно неважно, как аргентинец и португалец провели текущий сезон, как выглядели в ключевых матчах. На поле выходили? Играли? Да? Ну и достаточно – давайте голосовать.
Гегемонию дуэта в 2018 году прервал хорват Лука Модрич. Но это нестандартное событие еще больше обесценило "Золотой мяч". Потому что… Нет, против Модрича я ничего не имею против, это очень хороший умный игрок, но, несмотря на "бронзу" хорватской сборной на российском чемпионате мира, Лука на лучшего в мире явно не тянул. В чем он сам впоследствии совершенно искренне признался, сославшись на заваленный старт сезона, да и в целом. А это год, когда мировое первенство выиграла сборная Франции, в которой блистали Гризманн и Погба. Гризманн к тому же и с клубными достижениями преуспел. Логика с выбором Модрича, конечно, прослеживалась, но слишком натянутая. Точно также, как в половине случаев с избранием в лучшие Лео Месси при блиставших Иньесте и Хави, и почти во всех, когда "мяч" вручался Роналду.
Казусы бывали и прежде, что и говорить. Но касались они, как правило, тех моментов, когда голосовавшие "вытягивали" своих футболистов. И решающей роли они не играли. Просто в список лучших, в список кандидатов на "Золотой мяч" могли попадать "экзотические" персонажи, в реальности отстоящие от этого списка подальше, чем Луна от Земли. На том дело заканчивалось – с 1-2 голосами такие футболисты замыкали список достойных. И никаких, конечно же, претензий.
При всем этом "Золотой мяч" мне никогда не виделся абсолютно справедливым отражением ситуации на футбольном троне. Все-таки голосовавшие за того или иного футболиста люди руководствовались субъективными ощущениями. Например, в 1980-х годах приз достался сверкнувшему в сборной Союза киевлянину Игорю Беланову. Тогда как не менее ярко в сборной сыграл другой киевлянин Александр Заваров, признанный лучшим в СССР. И вот такой парадокс – Беланов, заслуги которого в родной стране не оценивались так высоко, объявляется лучшим в мире. Ну, а последние годы, как уже отмечалось, "Золотой мяч" стал для меня во всяком случае каким-то необъяснимым явлением, лауреат которого объявлялся также непонятным для меня принципом.
Словом, когда France Football объявил о паузе, я обрадовался. Обрадовался в надежде на то, что авторитетное издание за этот год разработает и обнародует понятные, прозрачные принципы, согласно которым будет провозглашаться футбольный король конкретного сезона. Это необходимо, потому как все последние годы, отмеченные соперничеством Месси и Роналду, словно никого больше в мире футбола нет, "Золотой мяч" умирал. Конкретные критерии определения лучшего необходимы вдвойне, потому что эра аргентинца и португальца катится к финишу. А за ними… За ними может и нет пока столь ярких в лучшие дни футболистов, но есть масса других достойных. Каким мерилом измерять?
Но, увы. France Football обнародовал причины своего решения и поверг в разочарование. В числе причин отмены "Золотого мяча"-2020 указывается некая неравность условий, в которых оказались игроки из-за пандемии. В чем неравность? Все оказались в одинаковых условиях – прерванные турниры, их возобновление в ужатом по времени формате. Да, выбилась Франция, решившая не доигрывать национальный чемпионат ввиду предопределенности итога – ПСЖ в очередной раз оторвался от преследователей очков на 15. Но кто из футболистов, играющих во Франции, объективно может претендовать на "Золотой мяч"? По потенциалу – Неймар, Мбаппе, ну, с оговорками, Кавани, допустим. Но бразилец полсезона кривлялся за новый контракт, француз немало проболел, а уругваец… И за что кому-то из них футбольный трон? За то, что их ПСЖ, по "галактическим" возможностям, стал чемпионом страны, команды которой о четверти бюджетного фонда этого ПСЖ только могут мечтать? Иных успехов у парижан нет. Посему аргумент France Football весьма зыбкий.
Есть еще одна абсурдная ссылка – отсутствие зрителей. Их не было ни для кого. Ни для "Ливерпуля", ни для "Реала", ни для "Баварии", ни даже для краковской "Вислы"! Кстати, и следующий сезон, как объявлено, весьма вероятно будет проходить на пустых стадионах. Во всяком случае, первые его туры. Можно было бы, значит, и следующего сезона "Золотой мяч" отменить. Не менее абсурдно прозвучало еще одно объяснение France Football – дескать, не хотим, чтобы лауреат получил ярлык… "коронавирусного короля". Бред! Кто-то задумал такое и France Football узнал об этом? Не верится совершенно. Потому что так не бывает. По такой логике надо было все национальные чемпионаты отменить, чтобы команда-победитель не получила бы прозвище "коронавирусного чемпиона". Не додумались однако. Впрочем, не поздно еще отменить розыгрыши Лиги чемпионов и Лиги Европы – за победу в них или участие тоже можно получить клеймо. "Коронавирусный четвертьфиналист", скажем. Звучит ведь.
Самый серьезный аргумент редакция France Football почему-то приберегла напоследок – типа некрасиво устраивать пир во время чумы, т.е. коронавируса. Хорошо, это принимается. Честно звучит, во всяком случае. Но тогда логичнее было бы вовсе отказаться от прерванных турниров. Какой уж футбол – массовое развлечение, по сути своей легкомысленное и цивилизационно мало полезное, когда человечество перед угрозой гибели?! Понятно, что хозяева – турниров и индивидуального приза – разные. И подход у них разный, а их совпадение трудно представить. Вручать или не вручать приз лучшему футболисту сезона – это, конечно, сугубо дело издания France Football. Равно как, к слову, и окончательная отмена этого действа. Но таких планов у France Football нет. С будущего сезона "Золотой мяч" вернется. Хорошо, если в обновленном виде – с четко расписанными критериями: кто получает приз, за что и почему. Но вот именно этим France Football, кажется, не озабочен совершенно. Видимо, достаточно только вручать престижный приз. Пока еще престижный, но неумолимо теряющий цену.