Администрация Дональда Трампа может повысить тарифы на китайский импорт объемом в $200 млрд с 10% до 25%, что еще больше усугубит продолжающуюся торговую войну. Создается впечатление, что Белый дом считает, что его победа в конфликте уже обеспечена. Или же это просто блеф? Таким вопросом задается ежедневная гонконгская газета South China Morning Post в статье Will the trade war force China to fold? The US’ confidence may be misguided.
Похоже Вашингтон убежден, что тарифы являются его сильнейшим инструментом. "Тарифы работают намного лучше, чем кто-либо ожидал. Китайский рынок упал на 27% за последние четыре месяца, и им приходится вести переговоры с нами, - написал Трамп в субботу, - Наш рынок сильнее, чем когда-либо". Стратегия Вашингтона понятна. Министр торговли США Уилбур Росс заявил в четверг, что с помощью тарифов Америка хочет "убедить китайцев изменить поведение", и что Соединенные Штаты "создают ситуацию, в которой Китаю будет проще провести реформы, чем продолжить придерживаться нынешней торговой политики". Росс никак не прокомментировал то, что Китай не видит никаких проблем в своей нынешней политике.
В пятницу директор Национального экономического совета США Ларри Кудлоу отметил, что не стоит беспокоиться об ответных тарифах Пекина на американские товары на сумму $60 млрд. Он сказал, что "Китай все больше оказывается в изоляции со своей слабой экономикой"
Уместна ли подобная уверенность США? Инвестиционная исследовательская фирма TS Lombard отмечает, что у Китая больше преимуществ. Команда экспертов по Китаю из TS Lombard считает, что "влияние торговой войны Трампа на экономический рост Китая легко контролируется", при этом Пекин уже "принял ряд ограничительных мер для поддержания внутреннего роста" и своей валютной политикой, направленной "нивелирование влияния тарифов США на китайских экспортеров". Однако если Трамп введет дополнительные тарифы на импорт, то "дальнейшее падение юаня вполне вероятно", считают эксперты TS Lombard.
Аналитики Citibank признали, что увеличение тарифов США на китайские товары до 25% может негативно повлиять на рост ВВП. Однако при этом они отметили, что эти тарифы также будут иметь негативные последствия для Соединенных Штатов. "Учитывая то, что в основном Китай экспортирует в США потребительские товары, индекс потребительских цен в Америке скорее всего возрастет, а доходы транснациональных корпораций, использующих Китай в качестве экспортной платформы, снизятся", - пишет TS Lombard. Однако создается впечатление, что все это не беспокоило Росса. Хотя стоит отметить, что Росс не упоминал о влиянии ответных китайских тарифов. Его спокойствие также может быть связано с тем, что на данный момент экономика США кажется здоровой.
Во втором квартале ВВП США в годовом исчислении составил 4,1%, а на прошлой неделе в Федеральной резервной системе охарактеризовали экономику США как "стабильно растущую". Уровень безработицы в США упал на 3,9%, и ФРС вероятно снова повысит ставку в следующем месяце. Кроме того, на прошлой неделе Трамп обратил внимание на то, что, согласно опросу Rasmussen Daily Presidential Tracking Poll, его рейтинг одобрения в настоящее время выше, чем у Барака Обамы в тот же период его первого срока. В американском банке Morgan Stanley полагают, что "с учетом соотношения объема государственного долга Китая к его ВВП 256%, снижение рисков является приоритетом страны", что обычно предполагает более жесткую торговую политику. Возможно, из-за торговой войны Пекин будет действовать осторожнее, но не подчинится требованиям Вашингтона.
Фактически потенциальная потеря геополитической репутации означает, что ни Пекин, ни Вашингтон не могут просто признать поражение, поэтому ставки продолжат расти. На самом деле ни у одной из сторон нет преимущества над другой. Они должны просто начать полноценный диалог.