Сегодня в Иране проходят президентские выборы, по итогам которых можно будет делать первые выводы о том, в каком направлении будет развиваться ближневосточная держава. В Европейском союзе в эти дни иранская внутриполитическая кухня вызывает особый интерес, поскольку от результата сегодняшних выборов зависит, в первую очередь, возможность экспансии европейского капитала на открывающийся иранский рынок.
В Европе не скрывают, что более предпочтительным для нее кандидатом является действующий президент Хасан Рухани, имя которого тесно ассоциируется с заключенной между шестеркой посредников и Ираном ядерной сделкой. Председатель германо-иранской парламентской группы дружбы Рольф Мютцених считает альтернативу Хасану Рухани в лице ультраконсервативного Эбрахима Раиси и поддерживающих его сил, наихудшим вариантом развития событий. "За Раиси стоят группы, оказывающие массивное давление на реформистские силы. Те мнения, что я слышал и читал, указывают на то, что Рухани будет являться меньшим злом и, возможно, ему удастся в течение более долгого срока полномочий, который он сейчас может получить в свое распоряжение, преодолеть структурные дефициты в иранской экономике и обществе. Хотя в рамках этой политической системы это и крайне сложно", - отмечает немецкий депутат от социал-демократов.
Рольф Мютцених полагает, что завышенные ожидания иранского общества от ядерной сделки с Западом могут, в конечном счете, стать препятствием для переизбрания Рухани. "Мы также видим и то, что в Иране увеличилась пропасть между бедными и богатыми, и экономическая политика при Рухани заслуживает критики. С другой стороны, у Раиси вообще нет никакой экономической концепции для страны, обладающей столь большим потенциалом для реформ", - считает немецкий парламентарий.
Д-р Корнелиус Адебар, эксперт Германского общества внешней политики, в своей недавно опубликованной научной статье также обозначил президента Хасана Рухани в качестве фаворита избирательной гонки, даже несмотря на "скромные итоги" его первого срока. Д-р Адебар отмечает, что кандидатура Рухани поддерживается влиятельным спикером иранского парламента Али Лариджани и широкой частью элиты от умеренных консерваторов до технократов и реформистов. К тому же, до сегодняшнего дня все президенты в ИРИ избирались на два срока. Вместе с тем эксперт предостерегает, что даже в случае переизбрания Рухани на второй срок, ряд серьезных проблем в европейско-иранских отношениях по-прежнему будет требовать своего решения и не будет снят с повестки. В первую очередь, речь идет о роли Тегерана в сирийском конфликте, а также ирано-саудовской борьбе за региональное доминирование. Точно также, переизбрание Рухани не будет означать преодоления трансатлантических противоречий между европейцами и американцами по поводу того, как надо вести себя с Ираном. "Для многих американских политиков разница между "хорошим Ираном", придерживающимся ядерной сделки, и "плохим Ираном", чьи региональные интересы зачастую противоречат американским, является казуистической. Они желают, в конечном итоге, добиться смены режима в ИРИ, и рассматривают для достижения этой цели обострение санкций или даже военные провокации в качестве допустимых методов. Такой поворот будет означать конец достигнутым в 2015 году атомным договоренностям.
Еще более пессимистичный прогноз эксперт обрисовал на тот случай, если президентские выборы окончатся победой одного из консервативных кандидатов – Мохаммада-Багера Галибафа или Эбрахима Раиси. По мнению Корнелиуса Адебара, при таком сценарии неизбежна активизация "ястребов" в американской иранской политике, и в долгосрочной перспективе шансов на сохранение в силе атомной сделки политолог не видит. "В любом случае, экономическая активность европейских предприятий в стране станет маловероятной, если не невозможной, что лишит европейцев возможности воздействовать на Иран посредством кооперации", - полагает Адебар.
Таким образом, при любом исходе президентского голосования в Иране, позиции ЕС в диалоге с Ираном, несмотря на начавшееся после 2015 года сближение, не обладают прочным фундаментом и зависят, в первую очередь, от внутриполитического развития в ИРИ и в США. В подобной ситуации актуальную роль Евросоюза можно сравнить с ролью маклера, чья перспектива получить внушительные комиссионные зависит от расположения духа двух клиентов.