Сегодня российский министр обороны Сергей Шойгу подписал со своим турецким коллегой Хулуси Акаром Меморандум о стабилизации обстановки в зоне деэскалации Идлиб, после чего глава российского военного ведомства заверил, что новой военной операции в сирийской провинции не будет. (Подробности российско-турецких переговоров см. Путин и Эрдоган договорились о демилитаризации Идлиба). Сочинским переговорам предшествовали напряженные встречи по межсирийскому урегулированию в Астане, Стамбуле, Тегеране.
Как сообщает телекомпания "Аль-Джазира" в материале Erdogan, Putin to hold talks in Sochi over Idlib situation, недавно сирийское правительство объявило о планах начать крупную военную операцию в провинции Идлиб, которая долгое время находится под контролем вооруженных оппозиционных сил. Россия и Иран, которые поддерживают сирийское правительство, хотят ликвидировать террористические группировки в провинции, расположенной рядом с Турцией. Анкара намерена также установить стабильный режим прекращения огня в регионе, чтобы обезоружить эти группировки, сохраняя мир в Идлибе.
Правда, ООН предупреждает, что крупномасштабная военная операция в этой провинции приведет к "худшей гуманитарной катастрофе XXI века".
"Итог нашей встречи с Путиным будет иметь решающее значение. Я также посещу Генеральную Ассамблею ООН и Германию в конце месяца, - сказал перед поездкой в Сочи Эрдоган. - Надеюсь, что на встрече будут приняты положительные решения, мы сможем вывести ситуацию в Идлибе на новый уровень. Если ситуация в Идлибе не изменится, нас ждут страшные последствия".
В конце минувшей неделе в Стамбуле прошла встреча помощников лидеров России, Германии, Турции и Франции, посвященная Сирии. В переговорах приняли участие помощник президента РФ Юрий Ушаков, официальный представитель турецкого президента Ибрагим Калын, советник президента Франции Филипп Этьен и внешнеполитический советник канцлера Гермнии Ян Хеккер. Они сошлись во мнении, что любая операция в Идлибе будет иметь серьезные последствия и что должно быть достигнуто политическое решение.
Между тем, глава думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий назвал Идлиб "черной дырой": "Мы понимаем беспочвенность обвинений в адрес режима Башара Асада в том, что он применяет химическое оружие. У режима Асада химического оружия нет, тем более в Идлибе. Это самая сложная зона деэскалации за всю историю сирийского конфликта и последний оплот масштабных террористических сил. Но американцев это не останавливает. В 1968 год был Вьетнам, в 2003 году Колин Пауэлл потрясал какой-то пробиркой, после чего началось американское вторжение в Ирак. Ирак сделали страной без государства и стыдливо признали перед всем миром, что так и не нашли химического оружия. Но режим уничтожен, а иракский лидер казнен. То же самое происходит и сейчас в Сирии. Провокации с использованием химического оружия – конек, на котором Вашингтон уже сидит 50 лет".
Слуцкий пообещал говорить об этом на всех возможных международных площадках: "Если мы в этом парламентском семестре поедем в Сирию, то, как и год назад, пригласим с собой представителей парламентов разных стран, межпарламентских структур, чтобы они посмотрели, что такое режим прекращения боевых действий, что такое примирение враждующих сторон и каковы его механизмы. Во всем, что касается Идлиба, возможных провокаций с химическим оружием исключить нельзя. Но главное (согласованное, в том числе между Москвой и Анкарой) выступление антитеррористических вооруженных сил с целью вытеснить из провинции международные террористические группировки. Смею предположить, отталкиваясь от предыдущего нашего опыта в Сирии, что в оставшиеся месяцы нынешнего года это получится".