Визиты на высшем уровне играют важную роль в международных отношениях, придавая импульс развитию двусторонних отношений. В этом месяце у президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана несколько визитов. Он начал с Индии, сегодня посетит Россию, затем Китай, после этого Соединенные Штаты, а в конце мая он примет участие в саммите НАТО в Брюсселе, пишет Hurriyet Daily News в статье Turkey’s quest for a place?
Отношения Турции с западными союзниками осложнены из-за конституционного референдума - наблюдательная миссия БДИПЧ ОБСЕ дала негативную оценку референдуму, а Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла решение о возобновлении мониторинга Турции. Было поставлено под сомнение то, соблюдает ли Анкара такие нормы, как верховенства закона, демократические права и свободы, свободу выражения мнений (включая свободу СМИ) и ряд других ценностей.
В Турции возникли серьезные опасения, что решение ПАСЕ затронет Европейский парламент, что приведет к дальнейшему ухудшению отношений Турции с Европейским союзом. В свое время Турция приняла решение подать заявку на членство во всех этих европейских организациях. В большинстве из этих организаций, таких как Совет Европы, ОЭСР и ОБСЕ, Турция была одним из первых участников. Осознанное и независимое решение Анкары стать членом европейских институтов и организаций стало результатом ее желания стать частью современного мира.
Еще в 1946 году Турция перешла на многопартийную систему, чтобы закрепить опыт парламентской демократии. Поэтому членство в НАТО - это не только вопрос поддержки безопасности, но и вопрос сближения страны с плюралистическим демократическим миром.
Тем же объясняется желание страны стать членом Европейского союза. Европейские страны прекрасно знают об этом желании, поэтому не могут отвергнуть это стремление Турции стать членом их большой семьи.
Однако важно, чтобы ЕС четко обозначил все необходимые для этого требования. В ходе встречи на Мальте на прошлой неделе верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини заявила, что Евросоюз по-прежнему хочет, чтобы Турция стала одним из членов. Для этого, по словам Могерини, Анкара должна определиться, намерена ли она соответствовать критериям вступления в таких областях как права человека и верховенство права, которые являются основополагающими принципами европейской демократии.
ЕС проявляет сдержанность, несмотря на то, что Турция постоянно выходит из себя в диалоге с Брюсселем. Мальтийская встреча министров иностранных дел Евросоюза доказала решимость блока не менять позицию по Турции, а Могерини вновь подчеркнула, что Турция считается важным стратегическим партнером.
Процесс присоединения продолжается. Формально он не приостановлен и не прекращен, но работа по переходу переговоров на новый этап не ведется. Евросоюз дал ясно понять, что он рассчитывает увидеть решимость Анкары продолжить диалог. В этом вопросе следует проявлять осторожность. Сейчас не время говорить о возвращении смертной казни, запрещенной во всех странах ЕС. Не время говорить о проведении референдума о вступлении в блок. Визиты высокого уровня в другие регионы не должны стать попыткой отдаления Турции от Европы.