На днях президент США Дональд Трамп заявил, что торговые переговоры с Китаем продолжатся, сославшись на "существенный прогресс". Это устраняет один из самых больших негативных рисков для нефтяного рынка, по крайней мере, на некоторое время. Oil Price в статье Oil Prices Could Soar On Trade War Truce пишет, что с приближением 1 марта США и Китай начали обсуждать общие детали соглашения, хотя им предстоит еще много тяжелой работы. Добиться некоторых незначительных уступок со стороны Китая по закупке большего количества продуктов из США было легко, но заставить Пекин радикально изменить торговую практику - принять "структурные реформы" - будет чрезвычайно сложно.
Однако американский президент не может допустить начала экономического спада, вероятность которого вырастет, если он продолжит торговую войну. Он понимает это, несмотря на свою агрессивную позицию в отношении Китая. В прошлом году Трамп с гордостью утверждал, что он полностью поддерживает тарифы, но повышение тарифов на китайские товары на сумму $200 млрд с 10% до 25% кажется слишком большим даже президенту США.
На самом деле Трамп гораздо менее заинтересован в торговой войне по сравнению со своим главным переговорщиком, что, по данным Bloomberg, испортило их отношения. В команде Трампа часто происходят изменения, и торговый представитель США Роберт Лайтхайзер сейчас находится в сложной ситуации. Он давно придерживается жесткой позиции в отношении торговой практики Китая. Раньше Трамп поддерживал эту позицию и ладил с Лайтхайзером, но потрясения в мировой экономике и на фондовом рынке в четвертом квартале 2018 года, низкий рейтинг одобрения Трампа и давление, оказанное на него с начала президентской кампании 2020 года, похоже, вынудили Трампа поменять свою стратегию. В середине 2018 года он без колебаний потряс мировую экономику резким сдвигом в сторону протекционизма, однако последние решения американского президента демонстрируют стремление разрешить существующие проблемы.
Лайтхайзер публично опозорил Трампа на прошлой неделе, не согласившись с деталями торговой сделки. Публичное выступление против своего начальства - лучший способ потерять работу, хотя Лайтхайзер, вероятно, задержится на некоторое время, чтобы доработать детали сделки.
Проблема заключается в том, что стремление Трампа заключить сделку, объявить о победе и больше не волноваться по этому поводу делает уступки со стороны Китая менее вероятными. Если Трамп так отчаянно хочет заключить сделку, чтобы снять с эту проблему с повестки дня, почему Китай должен уступать?
"Трамп существенно усилил давление на своих подчиненных, чтобы они заключили сделку с Китаем, даже если она не будет полностью соответствовать ожиданиям сторонников жесткой линии, - заявил профессор Корнелльского университета Эсвар Прасад в интервью Wall Street Journal. - Между двумя сторонами по-прежнему продолжаются споры по основным вопросам, поскольку США не верят, что Китай будет придерживаться обязательств по проведению структурных изменений, и из-за нежелания Китая вносить какие-либо фундаментальные изменения в свою промышленную и экономическую стратегию".
В свою очередь, китайское государственное новостное агентство "Синьхуа" пишет, что "Китай и Соединенные Штаты все ближе к достижению взаимовыгодного и устраивающего обе стороны соглашения со значительным прогрессом по многим вопросам". В понедельник индекс Shanghai Composite вырос на 5,6%.
Если Трамп решит заключить сделку, даже отказавшись я от некоторых требований, это может привести к увеличению экспорта нефти и газа в Китай. Даже в среднесрочной перспективе Пекин может закупить больше товаров в качестве жеста доброй воли. "Мы ожидаем, что Китай станет закупать больше нефти у США, после обещания Пекина увеличить импорт энергоносителей из Америки", - заявил трейдер из Пекина в интервью S&P Global Platts. Кроме того, примирение в торговой войне может привести к взлету цен на нефть. Тем не менее Трампу будет довольно сложно достичь столь многих противоречивых политических целей одновременно.