Две государства-экспортера нефти - Саудовская Аравия и Кувейт - никак не могут найти общий язык в вопросах добычи и ведут пограничные споры. На днях министр нефти, водных ресурсов и электроэнергетики Кувейта Бахит ар-Рашиди обсуждал эти вопросы со своим саудовским коллегой Халедом аль-Фалехом, который приезжал в Кувейт в составе делегации наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана аль Сауда.
Asia Times в статье Saudi, Kuwait fail to reach oil output deal пишет, что теперь Саудовская Аравия молчит, а в Кувейте раздаются обвинения в адрес саудовского принца, который пошатнул уверенность кувейтцев в том, что два соседа смогут поддерживать добрые отношения. Бен Салман должен был в субботу прилететь в Кувейт с двухдневным визитом, но прибыл лишь поздно вечером в воскресенье. Визит был сокращен до нескольких часов, ввиду чего появились предположения о том, что между двумя странами-экспортерами нефти произошел конфликт из-за нефтяного и приграничного вопросов.
Кувейту удалось удержать свою армию от втягивания в возглавляемую Саудовской Аравией войну в Йемене и сбалансировать дипломатические отношения с Катаром в условиях жесткой политической и экономической блокады Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна и Египта, начавшейся в июне 2017 года. Хотя король Саудовской Аравии Салман и его сын наследный принц Мухаммед публично не критиковали политику Кувейта в отношении Йемена и Катара, несколько высокопоставленных должностных лиц королевства, включая видных советников наследного принца, выразили свое разочарование.
Проблемы в нейтральной зоне
По данным нескольких информированных источников в Кувейте, Саудовская Аравия и Кувейт не смогли договориться об использовании общих нефтяных месторождений во время последней встречи. Еще два источника, из Саудовской Аравии и Кувейта, заявили, что наследный принц попытался получить уступки от кувейтского эмира на эксплуатацию двух находящихся в совместном владении пограничных месторождений. Разведанные запасы нефти в саудовско-кувейтской нейтральной зоне составляют 5 млрд баррелей. Крупнейшие месторождения - Вафра и Хафиджи. Нефтепромысел в Вафре под совместным управлением Kuwait Gulf Oil Company (KGOC) и саудовским филиалом Chevron был закрыт в 2015 году по техническим причинам. Хафиджи под управлением KGOC и Saudi Aramco было заморожено в 2014 году.
Бен Салман надеялся разрешить спор, но потребовал жестких уступок от кувейтского эмира. Несколько источников назвали итоги встречи ”полным провалом”.
Абдул Хамид Дашти, бывший член парламента Кувейта, написал в Твиттере, что Саудовская Аравия вскоре начнет перекачивать нефть с месторождения Хафиджи, не обсудив этот вопрос с Кувейтом.
На популярном аккаунте Саудовской Аравии Fares появилась запись, что бен Салман заявил о требовании аннексии разделенной области Вафра, аль-Хирана и порта аз-Зура, а также концессионного договора, по которому Кувейт должен заплатить 20 млрд кувейтских динаров ($60 млрд) Эр-Рияду.
Ни Кувейт, ни Саудовская Аравия не прокомментировали наличие каких-либо подписанных соглашений.
После распространения слухов о разногласиях министерство иностранных дел Кувейта подтвердило важность ”братских отношений” с Саудовской Аравией, опровергнув ”ложную информацию в социальных сетях”.
Эмир и наследный принц обменялись благодарными словами после окончания визита. Примечательно, что бен Салман не сделал публичного заявления ни в ходе своего сокращенного визита, ни после того как покинул Кувейт.
Предотвращение дефицита нефти
Визит состоялся на фоне давления, которое Саудовская Аравия испытывает со стороны президента США Дональда Трампа, требующего снизить цены на нефть и предотвратить глобальный дефицит, поскольку американские санкции в отношении иранской нефти вступят в силу 5 ноября. Трамп раскритиковал королевство, выступая на митинге в Западной Вирджинии в прошлую субботу: ”Почему мы субсидируем вооруженные силы таких богатых стран как Саудовская Аравия, Япония и Южная Корея? Они должны нам платить. Проблема в том, что никто никогда этого не требовал".
Американский президент заявил, что уже говорил на тему с королем Саудовской Аравии: "Я сказал, король, у тебя есть триллионы долларов. Без нас, кто знает, что произойдет. С нами они в полной безопасности. Но мы не получаем то, что должны получать”. Официальные СМИ сообщили, что Трамп и Салман обсуждали усилия по поддержанию поставок для обеспечения стабильности нефтяного рынка и роста мировой экономики, а также стратегического партнерства между двумя странами.
Чтобы обеспечить требование Трампа по контролю цен, необходимо значительно увеличить производство, хотя королевство как крупнейший мировой экспортер нефти уже работает над достижением полной производственной мощности. По данным Arabian Business, бизнес-сайта в Дубае, Саудовская Аравия опубликовала бюджетный дефицит, который составляет более $ 260 млрд после падения нефтяных цен в 2014 году.
Источник ОПЕК сообщил агентству Reuters в пятницу, что объем нефтяного производства в Саудовской Аравии в августе вырос до более 10,4 млн баррелей в день.
В то время как стоимость нефти марки Brent составляет выше $83 за баррель, неизбежный второй этап санкций США в отношении Ирана усиливает напряженность на нефтяных рынках.
Общие нефтяные месторождения между Саудовской Аравией и Кувейтом, возможно, помогли бы снизить нефтяной дефицит, который, по мнению источников ОПЕК, королевство не сможет устранить самостоятельно, но сделка между двумя соседями теперь кажется еще более невозможной, чем когда-либо.
Выступая в ООН 25 сентября Трамп сказал: ”Страны ОПЕК, как обычно, обдирают весь остальной мир, и мне это не нравится. Мы хотим, чтобы они прекратили повышать цены. Мы хотим, чтобы они начали снижать цены, и отныне они должны вносить существенный вклад в военную защиту”.