В понедельник Бахрейн, ОАЭ, Саудовская Аравия, Египет, Йемен, Ливия, Мальдивы и Маврикий объявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром. Экономические причины произошедшего анализирует World Oil в статье Saudi dispute with Qatar has 22-year history rooted in gas. Изоляция Катара Саудовской Аравией началась в 1995 году, и причиной тому стал природный газ. В тот год, когда отец нынешнего эмира Шейха Тамима ибн Хамада Аль-Тани сверг своего собственного просаудовского отца, крошечный пустынный полуостров сделал свою первую отправку СПГ крупнейшего в мире месторождения. Оффшорное месторождение ”Северное”, которое обеспечивает практически весь газ Катара, является общим с Ираном, главным соперником Саудовской Аравии.
Богатство, полученное в результате продаж СПГ, превратило Катар не только в самую богатую страну мира с ежегодным доходом на душу населения в размере $130 тыс., но и крупнейшего в мире экспортера СПГ. Газовое направление отделило его от нефтедобывающих соседей в Совете сотрудничества арабских стран Персидского залива и позволило выйти из-под контроля Саудовской Аравии.
Катар наладил связи с другими державами, в том числе с Ираном, США (в Катаре располагается Центральное командование США), и недавно - с Россией. В прошлом году суверенный фонд богатства Катара вложил $2,7 млрд в государственную нефтяную компанию ”Роснефть”.
”Когда-то Катар был своего рода вассальным государством Саудовской Аравии, но он использовал автономию, которая была создана за счет газового богатства для самостоятельной деятельности, - сказал Джим Крейн, эксперт по энергетическим исследованиям в Институте Бейкера Университета Райса, в Хьюстоне, штат Техас. - Остальная часть региона искала возможность обрезать крылья Катару”.
Визит Трампа
Эта возможность появилась, благодаря недавнему визиту президента США Дональда Трампа в Саудовскую Аравию, когда он призвал ”все сознательные народы” изолировать Иран. Когда Катар не согласился на это публично (в заявлении, которое, по словам правительства, было результатом хакерской атаки), последовало вопиющее наказание Саудовской Аравии.
Добыча природного газа Катара не связана с ОПЕК, нефтяным картелем, во главе которого стоит Саудовская Аравия. Новый эмир, переживший в 1996 году попытку переворота, не построил трубопроводы, которые бы интегрировали Катар на рынки соседей в Персидском заливе. Согласно сообщениям Би-би-си, два высокопоставленных чиновника правительства Катара в 2000 году в ходе судебного процесса над заговорщиками признались, что Саудовская Аравия помогла Бахрейну организовать попытку переворота.
В то время более богатые нефтяные государства рассматривали природный газ как практически бесполезный продукт, который использовался главным образом для ″впрыска″ в нефтяные скважины для повышения уровня добычи. Они были готовы платить лишь часть мировой рыночной цены на СПГ.
Единственный трубопровод, проект ”Дельфин”, соединяющий ”Северное” месторождение Катара с Объединенными Арабскими Эмиратами и Оманом, работает наполовину или две трети от мощности. Контракты, подписанные в прошлом году, должны загрузить оставшиеся мощности, однако подавляющее большинство экспорта Катара будет продолжать поступать на рынки Азии и Европы.
Рассерженные соседи
С недавних пор спрос на природный газ для производства электроэнергии начал расти в странах Персидского залива. Им приходится прибегать к более дорогостоящему импорту СПГ и исследовать сложные внутренние газовые образования, добыча которых крайне дорогостоящая. Катарский газ имеет самые низкие издержки добычи в мире. Газовое богатство Катара позволило ему разработать внешнюю политику, вызывавшую раздражение соседей. Страна поддерживала ”Братьев-мусульман” в Египте, ХАМАС в секторе Газа и вооруженные группировки, против которых выступали ОАЭ или Саудовская Аравия, в Ливии и Сирии. Глобальная телевизионная сеть ”Аль-Джазира”, которая в разное время компрометировала или возмущала большинство стран Ближнего Востока, также была оплачена с помощью газа.
Во вторник Трамп написал в Twitter, что, когда он говорил о необходимости прекратить финансирование радикальной идеологии во время своей поездки на Ближний Восток, ”лидеры указали на Катар”.
Газ побудил Катар содействовать региональной политике взаимодействия с шиитским Ираном, чтобы обеспечить источник своего богатства. ″Газ не является непосредственной причиной нынешнего обострения отношений, но можно задаться вопросом, почему Катар не желает поставлять газ в соседние страны, лишая их этого ресурса, - сказал академик Райт по телефону из столицы Катара, Дохи. - Вероятно, ожидалось, что Катар будет продавать газ им по сниженной цене”.
Что дальше?
В 2005 году к региональным разочарованиям было добавлено решение Катара объявить мораторий на дальнейшее развитие Северного месторождения, которое могло бы обеспечить больше газа для местного экспорта. Катар сказал, что необходимо проверить, как месторождение реагирует на эксплуатацию, отрицая, что государство пошло на уступки Ирану, который гораздо медленнее добывал газ со своей стороны общей территории. Этот двухлетний мораторий был отменен спустя десятилетие, после того, как Иран впервые сравнялся с показателями добычи Катара.
”Люди не понимают, что саудовцы ожидают от Катара, - сказал Герд Нонман, профессор международных отношений и исследований Персидского залива из дохинского филиала Джорджтаунского университета. - Они, похоже, хотят, уничтожить Катар, но не будут называть ”Братьев-мусульман” террористической организацией, потому что это не так. И у них не получится испортить связи государства с Ираном, потому что это поставит под угрозу отношения, которые являются фундаментальными для экономического развития Катара”.