Вестник Кавказа

США поддерживают Центральную Азию и Афганистан

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"
США поддерживают Центральную Азию и Афганистан
© Фото: Сайт президента России

Делегация Госдепартамента США посетила Казахстан и Узбекистан. Помощник госсекретаря Бюро по экономическим и деловым вопросам Маниша Сингх провела заседание экономического сотрудничества в формате Центральная Азия – США "С5+1" в Алма-Ате, а заместитель помощника государственного секретаря США по Южной и Центральной Азии Генри Эншер посетил Ташкент. В узбекской столице в ходе встречи Рабочей группы по безопасности формата сотрудничества "С5+1", обсудили перспективы урегулирования ситуации в Афганистане.

В эти же дни, по информации посольства Узбекистана в США, в Вашингтоне обсуждалась ситуация в Центральной Азии. Слушания на тему "Развитие событий в Центральной Азии" состоялись в Комитете по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США. Как отметил председатель подкомитета по Европе, Евразии и возникающим угрозам Палаты представителей США Дейна Рорабахер, за последние два года в Центральной Азии наблюдается положительная динамика развития. "Благодаря прагматичной политике президента Шавката Мирзиеева в авангарде прогресса в этой части мира сегодня находится Узбекистан", – отметил конгрессмен. Другими позитивными событиями в регионе он считает избрание Казахстана в непостоянные члены Совбеза ООН, а также мирный транзит власти в Киргизии. Страны Центральной Азии стали более активно развивать между собой торговлю, транспорт и модернизировать инфраструктуру, что, по его мнению, является основой стабильности в регионе.

Рорабахер считает, что США должны более активно содействовать этим странам в развитии, равно как и по вопросам обеспечения безопасности и борьбы с наркотрафиком. Как подчеркнул законодатель, "налицо предпосылки к открытости государств Центральной Азии к расширению сотрудничества".

По мнению профессора Фредерика Старра, положительным переменам регион должен быть обязан Узбекистану. "Локомотивом прогресса в регионе является президент Шавкат Мирзиеев. Ни одно из государств мусульманского мира не было свидетелем столь масштабных реформ, как в Узбекистане за последние два года в сфере экономики, управления, законодательства, внешней политики и обеспечения религиозной свободы", – заявил ученый. Он отметил, что именно благодаря добрососедской политике Ташкента, сегодня страны Центральной Азии впервые начали столь открыто обсуждать злободневные региональные вопросы.

Впрочем, и другие выступающие не скупились на высокие оценки как самого президента Узбекистана, так и перспектив двусторонних отношений. Напомним, что в ходе визита узбекского лидера в США, который состоялся в мае нынешнего года, было принято итоговое совместное заявление "Узбекистан и США: начало новой эры стратегического партнерства". Главный итог договоренностей с Мирзиеевым заключается для Вашингтона в том, что теперь – с учетом ранее достигнутых соглашений с Астаной – гарантировано бесперебойное функционирование Северной распределительной сети, через которую идут грузы для сил НАТО в Афганистане. Кстати, аналогичного соглашения США достигли и с Казахстаном в ходе январского визита Нурсултана Назарбаева в Вашингтон.

Как сказал "Вестнику Кавказа" д.п.н., член научного совета Института исследований Центральной Азии и Афганистана "Иран–Восток" Игорь Панкратенко, американцы убедились в том, что по целому ряду проблем афганского урегулирования – от политики до проектов реконструкции и развития инфраструктуры – придерживается схожих с США подходов. Активное включение в миротворческий процесс дорогого стоит. Возможности Ташкента здесь весьма солидны. Узбекское меньшинство в Афганистане – второе по численности после таджикского и обладает немалым влиянием в ряде северных районов страны. В связи с тем, что в обозримом будущем полного вывода западных войск из Афганистана ожидать не приходится, иметь для США точку опоры в стране будет не лишним.

Заседание рабочей группы "С5+1" в Ташкенте было посвящено ситуации в Афганистане, особенно с учетом возвращения на родину лидера афганских узбеков Абдул-Рашида Дустума. Как сообщила пресс-служба МИД Узбекистана, в ходе заседания состоялся обмен мнениями по вопросам региональной и международной безопасности, в том числе по укреплению сотрудничества в противодействии угрозам экстремизма, терроризма, обеспечению безопасности границ. Обсуждены также состояние и перспективы взаимодействия в области урегулирования ситуации в Афганистане. Участники заседания отмечали, что стабильное и устойчивое развитие в Центральной Азии неразрывно связано с достижением мира и согласия в соседнем Афганистане.

Напомним, что диалог "С5+1", был возобновлен в Самарканде в ноябре 2015 года и основан на ранее разработанной стратегии Вашингтона "Новый шелковый путь" и имеет те же задачи, что и китайская инициатива – "Экономический пояс нового шелкового пути", появившаяся в 2014 году. Подробнее см. "Вестник Кавказа" 4 ноября 2015 года США открыли новый сезон большой игры в Центральной Азии. У Ташкента есть собственные интересы в установлении мира в Афганистане – экономические. Не случайно Узбекистан взял на себя функции страны-гаранта по урегулированию ситуации в Афганистане. В Ташкенте полагают, что мир в стране должны установить сами афганцы, начав масштабные переговоры, а Узбекистан и другие страны Центральной Азии готовы оказать помощь в обеспечении устойчивого экономического развития. Ташкент за последнее время провел несколько конференций по афганской тематике, ведет переговоры, как с правительством, так и наименее одиозными представителями "Талибан" (движение запрещено в РФ). Как сказал в беседе с автором директор Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана, бывший министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов: "Узбекистан до избрания Шавката Мирзиеева президентом не принимал участия в многосторонних форматах. Наша позиция сводилась к сотрудничеству с Афганистаном на двусторонней основе. В рамках этого формата мы построили железную дорогу Хайратон – Мазари-Шариф, наладили поставки электричества, с 2002 года увеличив в 30 раз объемы его экспорта – до 1,8 млрд кВт/ч. В 2018 году поставки электроэнергии будут доведены до 2 млрд кВт/ч за счет строительства дополнительной линии электропередачи Сурхан – Пули-Хумри. Проведение конференции стало возможным исходя из интересов всех стран региона, твердой воли обеспечить мир и стабильность в Афганистане. В стратегии действий, принятой после инаугурации Шавката Мирзиеева, главный приоритет – страны ЦА и создание вокруг Узбекистана пояса стабильности, безопасности и благополучия. Эта политика быстро дала результаты, благодаря принципиальному подходу к решению всех назревших вопросов, когда президент заявил, что в регионе нет вопросов, которые бы нельзя было решить на основе разумных компромиссов и с учетом интересов всех заинтересованных сторон. Новая политика Узбекистана подтолкнула все страны региона решать совместные проблемы. К тому же стабильность в Афганистане –вопрос и нашего экономического благополучия, ибо через эту страну лежит выход к южным морям. Не имея этого выхода, мы, по оценкам БостонКонсалтинг групп, ежегодно недополучаем 20% ВВП".

Ташкент и Кабул договорились о строительстве второго участка железной дороги: Мазари-Шариф – Шибирган – Маймана – Герат и о взаимодействии в сфере грузоперевозок и таможни. Напомним, первая железнодорожная ветка Хайратон – Мазари-Шариф протяженностью 75 километров была построена в 2010 году. Проект стоимостью 129 миллионов долларов профинансировал Азиатский банк развития.

Однако наиболее перспективная сфера сотрудничества – нефтегазовая. Узбекистан готов участвовать в проекте строительства газопровода TAPI (Туркменистан, Афганистан. Пакистан и Индия), лоббируемом США. Об этом заявил Мирзиеев в ходе переговоров с туркменским президентом Гурбангулы Бердымухамедовым. Однако доцент кафедры прикладной политологии Финансового университета при правительстве России Евгения Войко считает, что это слишком затратный и очень рискованный проект, имеющий сомнительную рентабельность. По ее мнению, хотя Ташкенту и выгодны интеграционные проекты в макрорегионе, но TAPI только один из множества подобных объектов, причем далеко не основной.

В частности, Ташкент рассматривает возможность начать самостоятельную добычу углеводородов на севере Афганистана. Между странами готовится к подписанию соглашение о разделе продукции, рассказала исполняющая обязанности министра шахт и промышленности Афганистана Наргис Нехан. По ее словам, на переговорах, которые проходят в Ташкенте, стороны рассматривают несколько перспективных месторождений газа и нефти на территории Амурдарьинского нефтегазоносного бассейна. По различным оценкам, он содержит до 3 трлн кубометров газа и до 500-600 млн тонн жидких углеводород, что делает его вторым по нефтегазовому потенциалу бассейном юга Центральной Азии. Нехан сообщила, что узбекской стороне предложены три инвестиционных блока с перспективными запасами в 85 млн баррелей. "Узбекнефегаз" также может принять участие в добыче газа на месторождениях (Джума и Башикурт) неподалеку от туркменской границы, добавила она. Афганская сторона оценивает их запасы в 28 млрд кубометров.

Эксперты считают, что все эти проекты получили поддержку США и вскоре начнется их реализация. В частности, конгрессмен Рорабахер отметил, что происходящие в Узбекистане и других странах региона позитивные перемены закладывают прочную основу для улучшения благополучия людей, а также сохранения и укрепления мира в Центральной Азии.

11890 просмотров