Вестник Кавказа

"Россия несла ответственность за свою судьбу в 1991 году"

Deutsche Welle

На днях исполнилось 25 лет со дня августовских событий 1991 года в России. По данным социологов «Левада-центра», сегодня о тех событиях что-либо знают всего 50% респондентов, причем 35% считают путч эпизодом борьбы за власть в высшем руководстве страны, 30% – трагическим событием с негативными для России последствиями для страны и народа, и 8% – победой демократически настроенных граждан, покончивших с властью КПСС. Оставшиеся 27% не смогли дать оценку тем событиям. «Вестник Кавказа» предлагает читателям ознакомиться с точкой зрения Deutsche Welle на события четвертьвековой давности.

19 августа 1991 года 8 высокопоставленных советских чиновников объявили чрезвычайное положение. Организаторы переворота пытались сохранить Советский Союз и вернуть страну в состояние, которое было до реформ Михаила Горбачева. Они поместили Горбачева под домашний арест на даче в Крыму и направили танки в Москву штурмовать Белый дом, где располагалось правительство России. Тысячи людей вышли на улицы, чтобы защитить недавно обретенную свободу. Борис Ельцин, который был избран первым президентом России, стоя на танке у Белого дома, осудил переворот. 21 августа организаторы переворота вывели войска и танки из столицы. Большинство организаторов было задержано на следующий день, а через 4 месяца Советский Союз.

Дмитрий Быков был на улицах Москвы в то время. Сейчас он один самых известных интеллектуалов России - журналист, писатель.

- Как вы узнали о том, что происходит?

- Я был тем летом в Таллине с моей первой женой, в то время невестой. Кто-то из друзей разбудил нас, крикнув через дверь: «Горбачева убрали со сцены - в Москве танки!» Мы решили, что это была убедительная причина для того, чтобы встать. Чудом нам удалось купить билеты в Москву. Мы везли с собой огромный арбуз, ели его в самолете, думая, что это может быть последний арбуз в нашей жизни. В центре Москвы мы увидели, что огромные толпы приближаются к Белому дому с транспарантами и флагами. Уже тогда начинала формироваться оппозиция перевороту.

- Какой была атмосфера на улицах?

- Ночью мы пошли к Белому дому, чтобы наблюдать за тем, что происходит, и встретили там многих знакомых. Я слышал выступление Ельцина с танка. Мы провели там всю ночь. Мы сформировали живой щит, взявшись за руки, чтобы танки не могли пройти. Если бы танки штурмовали Белый дом, то им пришлось бы переехать нас всех. Но паники не было, была надежда. Люди были объединены, хорошо организованы, у всего происходящего был смысл. Среди собравшихся не было никаких инцидентов, никаких столкновений, никаких драк. Смысл был в победе. Но мое настроение было смешанным. Я прекрасно понимал, что не будет каких-то радикальных перемен. Люди на улицах не изменились, они просто испытывали вдохновение в течение трех дней.

- Изменилось ли ваше восприятие августовского путча спустя 25 лет?

- Нет. Освобождение России не было задачей тех событий. Ни одна страна никогда не может быть полностью свободной - ни Россия, ни Германия, ни какая-либо другая страна. Но может быть несколько часов, когда все население вдохновлено. Все это того стоило.

- Каких последствий можно было ожидать в то время?

- Единственным последствием стало то, что Советский Союз распался. Но объективно говоря, он распадался в любом случае - процесс только ускорился [событиями переворота]. Даже оптимисты не могли надеяться на то, что Ельцину удалось бы построить свободную Россию с первой попытки.

Суть тех событий заключалась в том, что в течение трех дней каждый в стране почувствовал, что он не объект, а субъект истории. Россия должна была почувствовать, что она ответственна за свою судьбу. В течение трех дней несколько миллионов человек чувствовали себя хорошо. Это единственный смысл той истории.

- Были ли подобные моменты «вдохновения» в России после 1991 года?

- Были, по крайней мере, для меня. У меня было какое-то чувство восторга, когда [оппозиционный политик и антикоррупционный блогер Алексей] Навальный почти прошел во второй раунд [на московских выборах мэра в 2013 году] и получил почти 30% голосов в первом туре. Это был счастливый момент. Будет больше таких моментов в ближайшем будущем. Я чувствую, что не только прошлое проступает в настоящее время. Я также чувствую проблески будущего.

 

Дмитрий Быков оппозиционный журналист, работающий в разных СМИ, включая газеты «Собеседник», «Новую газету», радиостанцию «Эхо Москвы». Он написал биографию Бориса Пастернака, ставшую бестселлером, а также несколько успешных романов.  Его проект «Гражданин поэт», в котором он высмеивает российских политиков, набрал миллионы просмотров онлайн. 

 

15350 просмотров