Вестник Кавказа

Разводка боем

Алан Касаев

Итак, масштабные боевые действия в Нагорном Карабахе, о возможности которых все кому не лень говорили сопредседателям Минской Группы ОБСЕ, произошли. О количестве жертв и инициаторе наиболее масштабных боестолкновений на линии разделения между армянами и азербайджанцами будут спорить и впредь, и вряд ли одна сторона публично согласится с доводами другой. Но это и неважно, кто первый начал. Важно, что мировое сообщество может столкнуться с новым вызовом, который на самом деле просто неурегулированный старый, и этот вызов окажется той каплей, которая... В общем, не дай Бог!

В 1990-е годы в политологической среде были крайне популярны разговоры и штудии о типологии постсоветских конфликтов. Все они заканчивались признанием непреложного факта, что "во всем виноват товарищ Сталин", и сходство оказывалось налицо. Николай Злобин, довольно известный в первое десятилетие нового века как политолог, даже писал о том, что распад СССР продолжается, и что межгосударственные границы образца 1991 года могут быть пересмотрены еще не раз. Его гипотеза вроде бы подтвердилась в августе 2008 года с признанием Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. Еще раз постсоветские границы поменялись весной 2014 года, когда территория Украины уменьшилась на Крым, а России стало на этот же Крым больше. Но далее типологическое сходство, пожалуй, заканчивается.

Потенциальные зоны межгосударственных конфликтов на постсоветском пространстве даже не хочется рассматривать в качестве готовых к реализации - вряд ли Евразийский экономический союз, столь долго и бережно лелеемый, превратится в зону, описываемую терминами из боевых сводок. Слишком велика цена вопроса для всех потенциальных "поджигателей войны" и слишком велик риск бесконтрольного втягивания в конфликт не абстрактных сил НАТО, а вполне конкретных мощнейших и заинтересованнейших соседей Центральной Азии с юга и с востока.

Но на повестке дня сегодня вполне готовый к употреблению Нагорный Карабах. Кто же готов его употребить? Власти непризнанной республики - сила номер один. Четверть века в осажденной крепости, с психологией федаинов, с отмобилизованной и, по-видимому, по-прежнему боеспособной военной группировкой. Какая у них может быть цель? Захват территорий - очень сомнительно, для торга о дальнейшем существовании в нынешнем качестве есть 7 районов Азербайджана... Захват международной политической легитимности - гораздо более интересная для политических элит Карабаха тема! Конечно, не в составе России, эта идея была вброшена в информпространство как типичный фейк. И не в составе Армении, дабы не усугублять положение армянского государства... Но в случае нового затяжного конфликта с большими жертвами в Степанакерте вполне могут надеяться на гораздо более пристальное внимание со стороны сильных мира сего. А если еще представить себе, что количество непризнанных или своеобразно признанных государств в южном субрегионе постсоветского пространства в обозримом будущем увеличится, то шансы резко возрастают, и именно сейчас... Главное хорошо начать и выдержать натиск азербайджанской армии.

Азербайджан также заинтересованная сторона в скорейшем разрешении карабахского конфликта. В последнее десятилетие мощь и влияние этого государства значительно возросли. Армия превратилась в серьезную силу, способную решать многие региональные проблемы силовым путем. Вернуть территорию означает для Баку еще сильнее повысить свой статус, но только лишь в случае очень успешных и стремительных военных действий. Затяжная война Азербайджану не выгодна: хотя в силу экономических и демографических причин время будет работать на него, международная обстановка и в конечном счете та же экономическая конъюнктура не в пользу длительной войны. В Баку это понимают, поэтому продолжат усиливать дипломатические действия. Они в нынешнем году очевидно более успешны для Азербайджана, которому удалось стать реальным стратегическим партнером России, не вступая в какие-либо многосторонние союзы как на Западе, так и на Востоке.

Армения как с одной стороны крупнейший участник карабахского конфликта, а с другой - крайне уязвимый в экономическом плане объект, мог бы желать подчеркнуть свою значимость для урегулирования, но только в том случае, если бы располагал реальными рычагами воздействия на военный и экономический ход конфликта в его горячей фазе. Вряд ли сегодня в Ереване такие надежды присутствуют официально...

Оценивая таким весьма неполным и поверхностным образом фон для предстоящих переговоров в Сочи президентов РФ, Азербайджана и Армении по поводу урегулирования вспышки конфликта в Нагорном Карабахе, вряд ли можно достоверно прогнозировать итоги встречи. Рациональные раскладки не всегда точно влияют на ситуацию "на земле". Вернее, не все можно учесть и достоверно рассчитать. К примеру, может иметь место такой небанальный фактор, как желание некоторых влиятельных региональных и мировых сил как можно быстрее загасить пожар войны на Юго-Востоке Украины. Куда в таком случае девать несколько сотен отмобилизованных боевиков, включая разноплеменных наемников, которые переживают сейчас активную фазу собственной самореализации. Может, взять да и направить энергию этих воинственных людей в немного иную, но также духовно и территориально близкую "горячую точку"?

14610 просмотров