На фоне неразберихи на Ближнем Востоке позитивным событием стали демократические выборы в Палату депутатов (парламент), которые состоялись в Ираке в субботу. Они были конкурентоспособными, справедливыми и в значительной степени свободным от насилия - знаменательное достижение для страны, которая еще несколько месяцев назад вела войну против ИГИЛ (запрещена в РФ).
Российский МИД дал высокую оценку усилиям иракского правительства и проведению голосования на всей территории государства, обеспечению безопасности избирателей, отметив роль руководства Курдского автономного района Ирака в обеспечении процесса волеизъявления граждан. В Москве рассматривают организацию в установленный срок выборов в Палату депутатов Республики Ирак – первых с момента освобождения иракских территорий, захваченных боевиками террористической группировки ИГИЛ, – как важное рубежное событие на пути к стабилизации обстановки в стране и укреплению ее демократических институтов. На Смоленской площади выразили надежду на то, что в Ираке в самом скором времени будет сформировано новое представительное дееспособное правительство, которое продемонстрирует готовность ответственных политических сил и этноконфессиональных групп страны действовать в согласии, отказаться от узких амбиций ради достижения общенациональных целей.
Москва обещала впредь оказывать дружественному Ираку эффективную поддержку в противодействии международному терроризму и вносить конкретный вклад в дальнейшее продвижение многопланового российско-иракского сотрудничества.
Между тем, как пишет Washington Post в статье A positive sign from the Middle East: Iraq’s democratic election, иракцы имели возможность проголосовать против своего правительства и правящей элиты - и похоже, многие именно так и сделали. Неожиданным фаворитом предварительного подсчета голосов стал альянс во главе с националистическим клириком Моктадой ас-Садром, давним врагом Соединенных Штатов, но также и противником местных клиентов Ирана.
Садр, шиитский священнослужитель, запомнился в Вашингтоне тем, что возглавил восстание против войск США более десяти лет назад. Он все еще призывает к выводу всех американских войск из Ирака, хотя даже некоторые лидеры шиитов, близкие к Ирану, хотят, чтобы США продолжали обучать иракские силы. Однако политическая программа Садра изменилась: несколько лет назад он сформировал союз со светскими группами, включая Иракскую коммунистическую партию и возглавил борьбу с коррупцией. Когда его сторонники вышли на площадь Тахрир в Багдаде, чтобы отпраздновать очевидную победу в столице и ряде других провинций, они скандировали: ”Иран ушел, Багдад остается свободным”, передает Al Arabiya.
Большая часть голосов в Ираке еще должна быть подсчитана и еще слишком рано говорить, какую роль мог бы сыграть Садр в формировании нового правительства. Пока что альянс Хади аль-Амери, лидера вооруженных отрядов, близкого к Тегерану, занимает второе место, а действующий премьер-министр Хайдер аль-Абади, любимец США, находится на третьем месте. Бывший премьер-министр Нури аль-Малики, оказался на далеком четвертом месте, едва опережая самую крупную курдскую партию.
Пройдут недели или месяцы переговоров, прежде чем станет известно, кто возглавит следующее правительство и какова будет его позиция в отношении сотрудничества с Соединенными Штатами. Садр призвал к формированию светского правительства технократов, которые будут уважать верховенство закона и гражданское общество. Это может быть не вполне достижимо, но эту цель многие иракцы явно находят привлекательной.