По данным Reuters, министр энергетики Израиля Юваль Штайниц подтвердил факт тайных контактов руководства страны с Саудовской Аравией. "Обычно мы — не та сторона, которой стыдно. Но другая сторона заинтересована в том, чтобы хранить данные контакты в тайне. Мы не видим проблемы, но уважаем желание другой стороны", — сказал Штайниц, подчеркнув, что контакты с саудитами были связаны с опасениями, касающимися Ирана. В Израиле считают, что Саудовская Аравия сдерживает рост влияния Тегерана в регионе. Тель-Авив рассчитывает на контакты с Эр-Риядом, несмотря на нерешенность палестино-израильского конфликта. Избрание наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана некоторые назвал воплощением мечты Израиля обрести последовательного партнера в лице крупнейшей арабской монархии. Эксперты говорят, что ближневосточную демократию и аравийское королевство сближает ощущение угроз, исходящих от Ирана.
Как пишет аналитическое издание Middle East Monitor в материале Saudi-Israel normalisation, a gift to Iran, Саудовская Аравия находится на пороге установления официальных и открытых дипломатических, экономических отношений, а также контактов в сфере безопасности с Израилем. Все происходит быстрее, чем ожидалось. По данным издания, с точки зрения арабской общественности нормализация отношений с Израилем уже не позор или табу, а палестинский вопрос уже не является главной проблемой. Фактический правитель Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман знает, что ему нужна американская поддержка для выполнения амбициозной внутренней программы, а пока дорога в Вашингтон лежит через Тель-Авив. Остальные арабские государства уже нормализовали отношения с Израилем, однако, у Саудовской Аравии другая проблема. Для нее это путь основан не на четком стратегическом плане, а скорее проистекает из отсутствия альтернатив. Другими словами, проект был принят Саудовской Аравией в результате неоднократных поражений и разочарований в региональной политике и неспособности адекватно справиться с Ираном.
Риски высоки. Саудовские дипломаты считают себя лидерами, выступающими от имени сотен миллионов мусульман-суннитов и арабов. Но они не должны воспринимать это положение как должное, как это было недавно и не раз. Когда саудовские лидеры ведут себя с таким высокомерием, они пользуются тем уважением, которое многие мусульмане испытывают к государству, поскольку на его территории зародился ислам и находятся мусульманские святыни. Предположительно две недели палестинский лидер Махмуд Аббас был вызван в Эр-Рияд, где ему предложили согласиться с планом Трампа разрешить конфликт с израильтянами без каких-либо обсуждений. Аббас не может сказать ”нет”, в то время как его согласие не изменит ситуацию на местах.
Такой шаг может успокоить израильтян, хотя он и рассматриваться как пиррова победа, поскольку мнение простых людей не изменится. (Египет нормализовал отношения на официальном уровне 40 лет назад, но общественное неприятие Израиля не изменилось. То же самое касается Иордании, которая нормализовала отношения с Израилем 25 лет назад). Наиболее вероятным результатом, по иронии судьбы, станет усиление позиций Ирана. Нормализация отношений между Саудовской Аравией и Израилем ”во имя мусульман-суннитов” помогает создать видимость того, что сунниты отказались от Палестины, а шииты идут на жертвы ради своих святынь. Это станет ценным подарком для Ирана и еще одной демонстрацией нерасторопности Саудовской Аравии.