Перед предстоящими 2 апреля 2017 года парламентскими выборами в Армении формируются новые партии и блоки. Особый интерес вызывает возможное возвращение в политику бывшего лидера партии "Процветающая Армения" (ППА), одного из крупнейших предпринимателей Гагика Царукяна. В феврале 2015 года Царукян под давлением властей, в первую очередь, президента Сержа Саргсяна, был вынужден отказаться от политической деятельности. Сотрудничество ППА с радикальной оппозиционной партией "Армянский национальный конгресс", проведение совместных многотысячных митингов, резкая критика властей Царукяном и его соратниками вызвали недовольство в президентском дворце и стали причиной гонений на эту партию и ее лидера.
Тогда при посредничестве российского миллиардера армянского происхождения Самвела Карапетяна между властью и Царукяном была достигнута договоренность: Царукян уходит из политики, а власть обязуется не трогать его имущество и не мешать его предпринимательской деятельности. За полтора года обе стороны не вышли за начертанную для них красную линию. Казалось, вопрос о политической деятельности Царукяна снят с повестки дня.
Самвел Карапетян
Вопрос актуализировался месяца два назад, когда его бывшие соратники по партии стали заявлять о востребованности политика Царукяна. В этой кампании принимают активное участие и многие СМИ, которые прогнозируют скорое возвращение экс-лидера ППА в политику. И сам Царукян не исключает возможности своего возвращения: "Уже два года, как я закрыл страницу политики, но всегда был вместе с моим народом. Если будет необходимость, возможно, перевернутая страница откроется вновь. Пусть все политические деятели знают, что Царукян умеет прощать".
В возвращении Царукяна заинтересована не только потерявшая в популярности ППА, ряды которой существенно поредели после ухода харизматического лидера, но и власть. Всеобщее недовольство населения политикой властей заставляет правящую элиту задуматься над новыми схемами привлечения голосов на выборах. Дело не только в недоверии общества, которое существует уже не первый год, проблема еще и в последовательной позиции европейских институтов в вопросе проведения в Армении честных выборов.
Хачатур Сукиасян
Именно под внешним давлением армянская власть вынуждена была принять предложенные оппозицией невыгодные для себя изменения в новый Избирательный кодекс. Изменения, которые предполагают публикацию списков проголосовавших избирателей и уголовную ответственность в случае голосования за другого гражданина, сокращают возможности власти фальсифицировать итоги выборов. Поэтому правящая элита ищет резервные пути воспроизводства власти.
По мнению политологов, возвращение Царукяна в активную политику, не может произойти без согласования с Сержем Саргсяном. После февраля 2015 года Царукян, будучи всегда не очень самостоятельной фигурой, стал еще более подконтролен властям. Учитывая финансовые возможности Царукяна, можно смело предположить, что в случае его возвращения, ППА без каких-либо фальсификаций, пройдет в парламент.
Политолог Виген Акопян считает, что если Царукян действительно решит вернуться в политику, то властям это будет выгодно, так как он на предстоящих парламентских выборах может отнять протестные голоса у оппозиции. "Царукян отказывается от любого революционного сценария, так как, по его же словам, "там есть кровь". То есть, если он вернется, то будет очень лояльным по отношению к властям, а им это и нужно сегодня",- полагает Акопян.
Гурген Арсенян
По мнению политолога Гагика Гамбаряна, местные выборы показали, что проблемы есть не только у оппозиции, но и у властей: "Во время парламентских выборов впредь бонусов не будет. Фактически, и в Ванадзоре, и в Гюмри власти потерпели поражение, и сейчас они, возможно, реализовывают свой очередной план - вернуть Царукяна".
Возможно, согласно планам властей, ППА уже после выборов станет партером правящей партии, предварительно оттянув достаточное количество голосов у реальной оппозиции. С этой же целью, по сведениям ряда СМИ, власти готовят еще один сценарий – создание новой политической колонны во главе с миллионерами Гагиком Царукяном, Хачатуром Сукиасяном и Гургеном Арсеняном. Вероятно, что в основе этого замысла - не только отторжение протестных голосов у оппозиции, но и создание условий для того, чтобы эти богатые люди не могли оказать финансовое содействие оппозиции. Какому именно из этих сценариев отдаст предпочтение власть, покажет время. С целью отвлечения протестного электората правящая элита разрабатывает и ряд других проектов.